Коэффициент конкордации в анализе социологических данных (Г.Ф. Ромашкина, Г.Г. Татарова)

Понятия близости, похожести, схожести между объектами или переменными являются базовыми в области теории и методов анализа социологических данных. Они лежат в основе постановки и решения таких классов задач, как анализ взаимосвязей переменных и анализ схожести объектов.

С содержательной точки зрения первый класс задач реализует в эмпирической социологии методологическую процедуру факторизации или факторного (факториального) анализа, а второй - процедуру типологизации или типологического анализа. С формально математическои позиции упомянутые задачи могут и не различаться и решаться посредством применения одних и тех же методов. Вместе с тем методологическая и практическая целесообразность диктует их различение. Факторному (факториальному) анализу и типологическому анализу как методологическим процедурам соответствуют разные системы языковых конструктов и различные логические схемы концептуализации и соответственно специфические процедуры использования на эмпирическом уровне. Такого рода сюжеты остаются за рамками статьи, ибо в ней делается упор лишь на математическую формализацию, на одно из средств, которым можно воспользоваться при реализации этих процедур на практике.
 

Полный текст ...