Тест как общенаучный диагностический метод (Н. Н. Нохрина)

Временем возникновения теста как общенаучного диагностического метода считается конец XIX века, когда для изучения индивидуальных различий начинают применяться различные способы измерения. Английский психолог Ф. Гальтон, воспользовавшись работами бельгийского статиста А. Кетле, разработал метод статического сравнения двух рядов переменных и ввел индекс совместного отношения, названный коэффициентом корреляции. Важным вкладом Гальтона в развитие теории тестов было определение трех основных принципов: применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; статистическая обработка результатов; выделение эталонов оценки. Все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения теста как стандартизированного инструмента.

Значителен вклад американского психолога Дж. Кеттелла в развитие идеи статистического анализа при определении индивидуальных различий. Считая тест средством для проведения научного эксперимента, он выделил ряд требований к его чистоте. Эти идеи в настоящее время составляют основу современной тестологии. Так, требование "одинаковости условий для всех испытуемых" положено в основу принципа стандартизации процедуры проведения тестирования; "ограничение времени" используется в зависимости от целей тестирования; "отсутствие зрителей в лаборатории" реализуется как учет влияния внешних факторов; идея "статистической обработки результатов" отражается в методах статистического анализа.

Полный текст ...