Психографика: к описанию стилей жизни россиян (Пишняк А.И.)

Интерес к исследованию стиля жизни в социологии возник еще в ее классический период. Достаточно вспомнить работы М. Вебера, Т. Веблена, Г. Зиммеля. Сегодня классификация стилей жизни — это не только самостоятельная цель исследований: все чаще принадлежность к той или иной «стилевой» группе играет в них роль объясняющего фактора. Такой подход популярен не только среди социологов, но и среди специалистов в сфере психологии, маркетинга, политологии. У исследователей рынка совокупность методик, по которым выявляются различные группы потребителей по поведению, предпочтениям, мотивам и т. д. получила название «психографика». И, хотя вопрос о том, насколько изучение стилей жизни и психографика совпадают, до сих пор дискутируется, термин этот начинает закрепляться в социологических текстах.

Надо заметить, что в отечественной литературе долгое время превалировало понятие «образ жизни», которое одни исследователи отождествляли со «стилем», другие характеризовали как нечто более широкое, вбирающее в себя «всю жизнедеятельность людей в целом» и одновременно позволяющее «сосредоточить внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах». Однако на практике в схемах идентификации респондентов по образу или стилю жизни мотивы зачастую не использовались. Психографика как научный подход, напротив, невозможна без обращения к причинам действий. И поскольку в настоящей статье мы предлагаем классификацию респондентов, базирующуюся на анализе как поведения, так и внутренних побуждений опрошенных, оперировать будем термином «психографика».

Полный текст статьи ...