Как правильно задавать вопросы о социально/демографических характеристиках респондента (Д.М.Рогозин)

Бытует мнение, что социологи могут получить "любые цифры" в зависимости от того, как зададут вопрос. Это весьма лестное для специалистов утверждение: предполагается, что они до мельчайших тонкостей знают все "эффекты ответа" и умеют ими управлять. От формулировки вопроса действительно зависит очень многое. Вместе с тем, "конструируя" вопрос, исследователь оказывается перед проблемой совершенно иного рода, нежели проблема, удастся или не удастся ему получить "заказанные" распределения. Проблема на самом деле оказывается более примитивной: поймет или не поймет респондент вопрос и сможет ли самостоятельно дать на него адекватный своему мнению ответ? А если мнения нет, сможет ли сам отвечающий или же интервьюер распознать отсутствие мнения, знаний, намерений? Получит ли исследователь информацию об интересующей его проблеме или нет и будут ли эти данные пригодны для анализа, зависит от того, как поведут себя люди в 1000, 1500 или 32 000 случаев (типичный размер выборки).

Полный текст ...