Руководство для интервьюера. Часть II

3. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ИНТЕРВЬЮЕРА.

Интервью - это не автоматическая работа. Каждый респондент, каждый вопрос, который вы задаете и каждый опрос, с которым вы работаете могут различаться, и это потребует от вас полной отдачи ваших способностей и знаний.

Интервьюирование является трудной, но интересной задачей. Вам придется встречаться со многими людьми. Работа такого рода невозможна без четкого представления об этических и профессиональных обязательствах каждого участника исследовательского процесса. На интервьюера возлагается наиболее ответственная задача установления первого личного контакта с респондентом, а также получение конфиденциальных ответов на вопросы анкеты. Конфиденциальности заслуживают не только ответы на вопросы, но и все, что интервьюер может увидеть и услышать в доме респондента.

Работа интервьюера - сложная работа. Связанные с ней проблемы часто недооценивают; они непонятны для тех, кто не связан непосредственно с проведением исследования. В том случае, если данные будут собираться не в соответствии с установленными правилами, обоснованность выводов исследования будет поставлена под сомнение.

Будучи представителем нашей социологической службы, вы должны понимать, насколько важно то, как вы берете интервью и как вы себя ведете. Само существование компании напрямую зависит от вашей квалификации, честности и надежности. Вы являетесь представителем нашей компании - наше качество и наша репутация в ваших руках.

Внешность интервьюера. Некоторые респонденты с оправданным недоверием относятся к людям, которые посещают их квартиры. Поэтому, никогда не представляйтесь респонденту, не имея наготове своего служебного удостоверения с вашей фотографией.

Ценным достоинством интервьюера является приятный голос с четкой дикцией. Интервьюеры должны выглядеть как люди, которых можно приглашать в любой дом или в любое учреждение. Одежда интервьюера должна быть простой, удобной и аккуратной. Совершенно не обязательно "подстраиваться" под тот слой, к которому относится респондент. То есть, опрашивая фермера в поле, а бизнесмена в офисе, не стремитесь быть похожими на них. Однако, учитывать эти особенности все-таки нужно. Так, например, если вы берете интервью у профессионалов, то вам необходимо быть одетым аккуратно, по-деловому, в то время как, на ферме туфли на высоких каблуках будут выглядеть неестественно. Абсолютно не допустима неряшливость в одежде.

Как себя вести во время интервью. Делайте все возможное, чтобы создать естественную атмосферу. Помните, что у многих людей есть мнения, которые они хотели бы высказать. Вам надо исходить из того, что респондент заинтересован в ваших вопросах. Если вы будете в этом убеждены, то ваше отношение будет заразительным.

Люди будут реагировать на вас в зависимости от того, что вы от них ожидаете. Вы можете добиться успеха, если будете ожидать успешного интервью.

Другими словами - расслабьтесь, улыбайтесь, вы должны быть уверены в себе.

С самого начала интервьюер должен оставаться любезным и вежливым, каковы бы ни были обстоятельства, вы никогда не должны терять терпение и даже говорить


резко с респондентом. Вполне возможно, что мы захотим взять интервью у друзей или родственников этого респондента, поэтому необходимо произвести на него благоприятное впечатление, чтобы достигнуть сотрудничества в будущем. Идеально, вы должны дать почувствовать респонденту, что вы придете к нему снова.

Вместе с тем, вы должны помнить, что естественное право респондента отказать вам в интервью. Сделайте все возможное, в соответствии с инструкциями, чтобы этого не произошло. Однако, если респондент отказывается от сотрудничества, он не должен слышать от вас слова упрека. Возможно в другой раз он будет благосклоннее.

Честность. Интервьюер, работающий для нашей социологической службы, должен быть абсолютно честным. Практически всю работу интервьюер выполняет в одиночку. Именно от его совести, наряду с профессионализмом, зависит успех исследования. Интервьюер может столкнуться с ситуациями, которые не предусмотрены даже в наших тщательно разработанных инструкциях. Постоянная связь с руководителем полевых работ позволит преодолеть эти сложности. Интервьюера, который попал в трудную ситуацию, всегда постараются понять, а за преднамеренную нечестность его просто уволят.

В каждой анкете имеется место, где интервьюер ставит свою подпись, которая означает, что он закончил и проверил свою работу, подтверждает, что интервью проведено в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями.

Конфиденциальность. Наши заказчики полагают, что вся информация будет строго конфиденциальной. Фамилия заказчика не разглашается никому за пределы компании, и обычно в опросе используется кодовое имя, чтобы избежать идентификации заказчика. Самый простой путь избежать упоминания имени заказчика - это сказать людям, что вы просто этого не знаете.

Другая сторона конфиденциальности - это то, что заказчик также не будет знать, кто являлся респондентами исследования (если респондента просят сообщить его имя или телефонный номер, то это делается только ради исследования и проверки анкет).

Таким образом, как клиент, так и респондент анонимны и защищены от каких бы то ни было беспокойств, не связанных с исследованием.

Трудовой договор, который вы подписываете перед тем, как начать работу в компании, обязывает вас не разглашать информацию (включая показ анкет или любого другого материала - чистого или неиспользованного, связанного с опросом) кому-либо за пределами социологической службы.

Все материалы, используемые в процессе исследования должны быть возвращены вашему супервайзеру по завершении работы.

Ни при каких обстоятельствах вы не должны разглашать взгляды или другую информацию, которую вы узнали во время интервью, другому респонденту. Если респондент вас спросит, что другие думают по этому поводу или сходится ли его мнение с мнениями других, дайте нейтральный ответ, типа: "мнения людей по этому вопросу очень разные". Вообще, постарайтесь сразу условиться с респондентом, что на все его вопросы вы ответите после интервью, большинство из них "рассосутся" сами собой.

Поведение интервьюера на инструктаже. Работа интервьюера требует высокой степени профессионализма, поэтому интервьюер должен постоянно совершенствовать свое мастерство как в процессе самих исследований, так и через

систему обучения и инструктажей, которые организуются социологической службой. Интервьюер допускается к проведению опроса только после освоения предлагаемой ему программы обучения и сдачи контрольных тестов. На каждого интервьюера заполняется личная карточка, которая находится в социологической службе и содержит весь его послужной список, включая оценку качества проводимой им работы.

Личная карточка интервьюера

Ф. И. О.

Место для фотографии

Домашний адрес_

Дом. телефон:_____________ Раб телефон:______________

Паспорт серия_____ No_________ когда выдан "___ "______ 19_

Кем выдан____________________________________________

Дата рождения "__ "__________ 19___ г. Образование________

П рофессия_____________________________________________

Семейное положение, наличие детей______________________

Каким временем располагаете для работы в будние дни_____

в выходные дни________________________________________

Имеете ли возможность выезжать в командировки__________

Предпочтительный район действия_______________________

Я поставлен в известность об условиях сотрудничества между Социологической службой и интервьюером и обязуюсь не разглашать сведения, полученные мной при проведении интервью.

Дата "___ "_________ 1995г.                            Подпись_________________

 

Каждому интервьюеру выдается удостоверение с фотографией, которое является документом, предъявляемым в случае необходимости во время опроса.

Удостоверение  интервьюера   1995 Изучение  общественного  мнения

для

фото

Фамилия

И.О.

Домашний адрес

Перед каждым опросом, к которому привлекается интервьюер, он приглашается на специальный инструктаж. Для вас, как интервьюера, инструктажи являются возможностью ознакомиться с полевыми документами и выяснить особенности своего поведения в каждом конкретном исследовании. Отметьте для себя все рассматриваемые вопросы, возьмите экземпляр анкеты, раздаваемой на инструктаже и храните ее у себя во время исследования. Не стесняйтесь задавать любые вопросы, которые у вас возникнут во время инструктажа; ваша обязанность - знать все, что вам нужно о вашей работе.

На каждом инструктаже вам раздадут инструкции для интервьюера, касающиеся анкеты и всех инструментов, которые вы будете использовать. Держите их при себе, когда будете проводить интервью.

Убедитесь, что вы понимаете все то, что говорится на инструктаже. Если у вас появятся сомнения, задавайте вопросы.

Основные личностные качества интервьюера.

1. Ответственное отношение к своему делу.

2.      Компетентность, организованность, четкость в работе.

3.      Общительность, умение наладить контакт с людьми, способность вызвать доверие,
создать деловую атмосферу, побудить респондентов к сотрудничеству.

4.      Тактичность, доброжелательность, терпимость.

5.      Опрятный внешний вид, хорошие манеры.

6.      Соблюдение требований конфиденциальности.