Руководство для интервьюера. Часть IV

5. ПРАВИЛА РАБОТЫ С АНКЕТОЙ.

Типы вопросов.

Работая с анкетой,  интервьюеры  могут столкнуться с вопросами трех типов: закрытыми, полуоткрытыми и открытыми.

Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете приведены все возможные варианты ответов. Например:

 

2.  Как изменилось Ваше материальное положение по сравнению с этим же

месяцем прошлого года?

 

ИНТЕРВЬЮЕР, ЗАЧИТАЙТЕ ОТВЕТЫ

значительно улучшилось

1

несколько улучшилось

2

не изменилось

3

несколько ухудшилось

4

значительно ухудшилось

5

затрудняюсь ответить/нет ответа

8

или:

22. Какое образование Вы получили?

9 классов средней школы и меньше                           1

среднее и среднее специальное                                2

высшее и незаконченное высшее                              3

кандидат, доктор наук                                                 4

затрудняюсь ответить                                           8

или:

73. Какие из следующих приборов имеются у Вас в доме в исправном состоянии ?

ИНТЕРВЬЮЕР, ЗАЧИТАЙТЕ ОТВЕТЫ, ОТМЕТЬТЕ ВСЕ НАЗВАННОЕ

РЕСПОНДЕНТОМ.

телефон                                                                                                         1

телевизор                                                                                                       2

однопрограммный радиоприемник, работающий от сети                             3

трехпрограммный радиоприемник, работающий от сети                              4

радиоприемник, принимающий на УКВ/Эф-Эм                                              5

радиоприемник, принимающий на средних волнах                                      6

радиоприемник, принимающий на коротких волнах                                     7

радиоприемник, принимающий на длинных волнах                                     8
есть волновой приемник, но я не уверен на каких волнах он

принимает                                                                                          9

затрудняюсь ответить/отказ от ответа                                                98

Полуоткрытыми называются вопросы, в которых кроме приведенных вариантов ответов имеется позиция "другое". Например:


60. рекламная информация какого рода, о каких товарах и

услугах могла бы

заинтересовать Вас?

 

ИНТЕРВЬЮЕР, ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 4, ВОЗМОЖНО ДАТЬ ДО ТРЕХ ОТВЕТОВ.

финансы, банки, биржи

1

недвижимость (квартиры, дома, участки)

2

средства транспорта (автомобили, мотоциклы, запчасти, гаражи)          3

обустройство жилья (мебель, интерьер)

4

работа (требуется, поиск), обучение

5

путешествия, отдых, спорт, туризм

6

электроника, бытовая техника

7

оргтехника, компьютеры, программное обеспечение

8

одежда и обувь

9

продукты, напитки, сигареты, лекарства

10

строительство и ремонт

11

услуги (медицинские, юридические)

12

книги, печатная продукция

13

знакомства

14

искусство, театры, концерты, коллекционирование

15

другое

16

ничего не интересует

17

затрудняюсь ответить

98

Открытыми называются вопросы, к которым в анкете не приводятся варианты ответов, то есть респонденту предлагается самостоятельно выбрать вариант или описать свои ощущения. Например:

35.Что такое, по-Вашему, хорошо жить?

ИНТЕРВЬЮЕР, ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ

или

113.Вы сказали, что видели или слышали рекламу банка

(ИНТЕРВЬЮЕР, ВПИШИТЕ НАЗВАНИЕ)_______________

Что конкретно Вы запомнили из рекламы этого банка?

ИНТЕРВЬЮЕР, ЗАПИШИТЕ, ВЫЯСНИТЕ: " ЧТО ЕЩЕ"?


Наряду с традиционной формой макетировки вопросов в анкете, когда приводится вопрос и ниже варианты ответов, некоторые вопросы могут иметь табличную форму. Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. А теперь взгляните на эту карточку и скажите мне, пожалуйста, в какое время суток Вы обычно смотрите телевизор в будние дни?

ИНТЕРВЬЮЕР,     ПОКАЖИТЕ     КАРТОЧКУ    4.     ОТМЕТЬТЕ     ВСЕ     НАЗВАННЫЕ РЕСПОНДЕНТОМ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ. ПОСЛЕ ОТВЕТА СПРОСИТЕ: А еще когда?

15. А в какое время суток Вы обычно смотрите телевизор в выходные дни?

ИНТЕРВЬЮЕР,     ПОКАЖИТЕ     КАРТОЧКУ    4.     ОТМЕТЬТЕ     ВСЕ     НАЗВАННЫЕ РЕСПОНДЕНТОМ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ. ПОСЛЕ ОТВЕТА СПРОСИТЕ: А еще когда?

 

14 В    будние дни

15 В выходн­ые дни

 

я не смотрю ТВ

1

1

с 0600 до 0700 часов

2

2

0700-0800

3

3

0800-0900

4

4

0900-1000

5

5

1000-1100

6

6

1100-1200

7

7

1200-1300

8

8

1300-1400

9

9

1400-1500

10

10

1500-1600

11

11

1600-1700

12

12

1700-1800

13

13

1800-1900

14

14

1900-2000

15

15

2000-2100

16

16

2100-2200

17

17

2200-2300

18

18

2300-2400

19

19

0000-0100

20

20

0100-0200

21

21

0200-0300

22

22

0300-0400

23

23

0400-0500

24

24

0500-0600

25

25


или:

 

 

 

28-31. Сейчас я назову Вам несколько конкретных радиостанций, которые можно слушать в Баку. Скажите мне, пожалуйста, слушали ли Вы когда-либо...

ИНТЕРВЬЮЕР, СПРОСИТЕ О ПЕРВОЙ РАДИОСТАНЦИИ И ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ ПО СТРОКЕ, ПОКА РЕСПОНДЕНТ НЕ ОТВЕТИТ "НЕТ" ИЛИ НЕ БУДУТ ЗАДАНЫ ВСЕ ВОПРОСЫ.

 

 

 

 

28. Слушали Вы     когда-либо?

Если да, задайте вопросы по этой станции—>

29. Слушали Вы          за последние 12 месяцев?

Если     да, задайте вопросы по       этой станции->

30. Слушали Вы          за последние 3 месяца?

Если     да, задайте вопросы по       этой станции->

 

31.    Как   часто,    в    среднем,    Вы слушали за последние 3 месяца ? ИНТЕРВЬЮЕР, ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

ежедневно, почти ежедневно (6-7 дней в неделю)

несколь -ко дней (3, 4, 5) в неделю

1-2  дня в неделю

реже одного раза    в неделю

 

30

но

А.

 

1-я программа Азербайдж­анского радио

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

1

 

2

 

3

 

4

 

8

Б.

 

2-я прогр. Азербайдж­анского радио, АРАЗ

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

1

 

2

 

3

 

4

 

8

 

 

В.

 

А НС-     Радио ЧМ

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

1

 

2

 

3

 

4

 

8

Г

 

Радио "Маяк"

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

1

 

2

 

3

 

4

 

8

д.

 

Радио России

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

Да1^ Нет 2

 

1

 

2

 

3

 

4

 

8

                                     

Как видно, последняя таблица состоит из четырех закрытых вопросов. Работать с такой таблицей очень удобно, но интервьюер должен хорошо освоить ее конструкцию. Для этого требуется предварительная работа интервьюера перед началом опроса.

"Озвучивание"вопросов.

Опрос может проходить в двух формах: анкетирования и интервьюирования. Анкетирование предполагает, что интервьюер, отобрав респондента и получив согласие на опрос, передает анкету респонденту, который ее самостоятельно заполняет. Интервьюирование предполагает, что вопросы и варианты ответов респонденту зачитываются интервьюером. Респондент не имеет права "подглядывать" в текст анкеты,   вопросы  он  воспринимает  на  слух,   а  в  случае  необходимости,

респонденту предъявляются специальные карточки с вариантами ответов или иной наглядный материал.

Далее мы будем говорить о технике интервьюирования при, так называемых, опросах "лицом к лицу".

Интервьюер должен зачитывать вопросы точно так, как они сформулированы в анкете. Ни в коем случае нельзя заменять слова для того, чтобы вопрос стал более понятен респонденту. Если в тексте вопроса встречаются слова в скобках, необходимо выбрать вариант в соответствии с конкретной ситуацией опроса, например:

144. А в какое время суток Вы обычно слушаете (слушали) радио "Маяк"?________

Вопросы задаются именно в том порядке, в котором они расположены в анкете. Составляя анкету, специалисты рассчитывают, что респондент услышит вопросы в определенной последовательности. Анкета устроена так, что она имеет как бы две структуры: внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура анкеты видна интервьюеру и респонденту и представляет собой последовательность тем, к которым обращаются собеседники. Авторы стараются, чтобы уже первые вопросы заинтересовали респондента, чтобы самые важные вопросы были заданы еще до того, как может наступить усталость, а главное, чтобы беседа переходила от темы к теме как естественный разговор двух людей. Внутренняя структура анкеты не видна респонденту, а порой и интервьюеру, не в полной мере знающему цели исследования. Именно внутренняя структура анкеты позволяет исследователям отдельные вопросы или даже варианты ответов соединить в индикаторы, которые дадут возможность проверить гипотезы исследования и решить его основные задачи. Поэтому, даже тогда, когда интервьюеру кажется, что те или иные вопросы стоят не на месте, повторяют друг друга, или неудачно сформулированы - все равно ничего изменять нельзя.

Интервьюер должен задать абсолютно все вопросы в анкете. Нельзя пропускать вопрос даже если вы точно "знаете", что респондент думает по этому поводу. Действительно, иногда в анкете вам может встретиться вопрос, на который респондент вроде бы уже отвечал, или похожий на один из предыдущих. Тем не менее этот вопрос следует задать, возможно он поставлен специально для того, чтобы убедиться в устойчивости позиций респондента. Если сам респондент обратит ваше внимание на то, что он уже отвечал на этот вопрос, ответьте ему: "Я знаю, что мы уже говорили об этом, но мне необходимо задать вам все вопросы, стоящие в анкете".

В случае, если какие-то вопросы не следует задавать определенным категориям респондентов, интервьюер будет предупрежден об этом в специальной инструкции, которая размещается в тексте анкеты и выделяется особым "интервьюерским" шрифтом. Например:


47. ИНТЕРВЬЮЕР, ЗАДАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС, ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ СКАЗАЛ, ЧТО ОН КОГДА-ЛИБО СЛУШАЛ РАДИО "СВОБОДА" НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ВОПРОС 38Г). ЕСЛИ НЕТ, ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 51.

Теперь постарайтесь вспомнить, когда Вы впервые начали слушать передачи Радио "Свобода" на русском языке.?

ИНТЕРВЬЮЕР, ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 13, ЗАЧИТАЙТЕ ОТВЕТЫ. ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ.

>   начал слушать в течение прошедших 12-ти месяцев                                1

>   начал слушать еще раньше и слушаю                                                           2

более или менее постоянно

>   когда-то раньше слушал, но последние 12 месяцев не слушаю            3

>   когда-то раньше слушал, потом перестал слушать и вновь стал

слушать в течение прошедших 12-ти месяцев                                    4

>  затрудняюсь ответить/нет ответа                                                            8

Особое внимание обратите на вопросы социально-демографического блока: пол, возраст, образование и т.д., которые позволяют исследователям отнести конкретного респондента к тому или иному социальному типу. Ни один из этих вопросов не может быть пропущен.

Часто встречаемая ошибка при интервьюировании - неполное заполнение таблиц. В таблицах должна быть проработана каждая строка или колонка. К работе с таблицами необходимо готовиться заранее, так как их "озвучивание" требует дополнительного внимания и имеет некоторые особенности.

 

49-52. О газете «Сегодня» высказываются различные мнения.  Насколько Вы согласны с тем, что «Сегодня» - это ...

ИНТЕРВЬЮЕР, ОТМЕТЬТЕ ОДИН ОТВЕТ НА КАЖДОЙ СТРОКЕ

 

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

 

49. семейная газета

1                           2                          8

 

50. газета для всех слоев населения

 

1                           2                          8

 

51. газета для "среднего класса"

 

1                           2                          8

 

 

 

52. газета для бизнесменов, руководителей

 

1                           2                          8

 

53. газета для политиков, элиты

 

1                           2                          8

 

 

 

54. газета для интеллигенции

 

1                           2                          8

 

 

 

Работа с этой таблицей выглядит следующим образом.

Интервьюер: "О газете "Сегодня" высказываются различные мнения. Насколько Вы

согласны с тем, что "Сегодня"- это семейная газета?

Респондент: "Согласен"(например).

Интервьюер:" А насколько Вы согласны с тем, что "Сегодня"- это газета для всех

слоев населения?

Респондент: "Не согласен" (например).

Интервьюер:" А на сколько Вы согласны с тем, что "Сегодня"- это газета для

"среднего класса"?

Респондент: "Не могу сказать согласен я или не согласен, потому что я не совсем

понимаю, что подразумевается под "средним классом".

Интервьюер: "Ответьте, исходя из своего понимания, что такое "средний класс". Итак,

насколько Вы согласны с тем, что " Сегодня"- это газета для "среднего класса"?

Респондент: "Я все-таки не знаю."

Интервьюер отмечает в анкете позицию "Затрудняюсь ответить"\л переходит к следующему вопросу.

Таким образом, задавая табличные вопросы, интервьюер должен использовать как основной текст вопроса, который расположен над таблицей, так и дополнительный текст, находящийся в самой таблице. Всякий раз необходимо текст вопроса задавать полностью.

Интервьюер должен добиваться того, чтобы респондент, прежде чем ответил, выслушал весь вопрос. Если респондент пытается вас прервать, вежливо объясните ему, что вопрос не закончен и дайте возможность выслушать вопрос целиком. Иногда, особенно это бывает тогда, когда вопрос задается в открытой форме, респондент отвечает только на часть его. Ваша задача - получить максимально полный ответ. Прочтите вопрос еще раз, интонационно акцентируя внимание на той части вопроса, ответ на которую не был получен. Или спросите: "А еще?".

Если у интервьюера есть хоть какие-нибудь сомнения в том, что респондент услышал весь вопрос, лучше повторить весь вопрос целиком. Категорически запрещается разъяснять вопрос респонденту доступным для него языком. Анкета составляется таким образом, что непонимание частью респондентов смысла вопросов или отдельных слов тоже может дать очень важную информацию, именно поэтому нельзя не только подсказывать варианты ответа, но и комментировать смысл вопроса. Когда респондент что-то не понимает, в случае, если в анкете нет специальных разъяснений, пользуйтесь фразами типа: "То, как Вы это понимаете", "То, что это означает для Вас".

Если респондент сам просит повторить ему какой-то вариант ответа, то вы должны повторить все варианты, имеющиеся в анкете.

Успех всего интервью и качество, достоверность получаемой информации во многом зависит от того, как интервьюер задает вопрос: каким голосом, в каком темпе, с каким настроением. Интервью должно быть динамичным. Вопросы должны четко следовать один за другим таким образом, чтобы у респондента было достаточно времени на обдумывание. Однако, не позволяйте респонденту долго размышлять над каждой фразой и подробно разъяснять вам мотивацию его ответов. Любые попытки пространных рассуждений вежливо прерывайте фразами типа: "Это очень интересно, но мы могли бы это обсудить с Вами после того, как будут исчерпаны все наши вопросы". Этот прием позволит избежать необоснованных затяжек интервью, а также усталости респондента, которая может возникнуть в самом важном месте анкеты.

Следите за дикцией, каждое слово должно произноситься четко. В вашем голосе должны быть: доброжелательность, уверенность, заинтересованность. Ни в коем случае нельзя позволить респонденту предположить, что тот или иной вариант ответа вам более симпатичен. Вы должны исходить из того, что анкета дает возможность людям диаметрально противоположных взглядов достаточно полно выразить свое мнение, а ваша задача - точно его зафиксировать. Поэтому, даже тот респондент, взгляды которого вызывают у вас неприязнь, не должен почувствовать этого.

Как бы ни была хорошо продумана анкета, интервью подразумевает возможность некоторых реплик, которые способствуют поддержанию контакта и ощущению у респондента живого общения, и которые не приводятся в анкете. Принимая от респондента ответ, реагируйте словами: "Так", "Понятно", "Угу", "Записываю". Фразы типа : "Правильно", "Спасибо","Хорошо" могут восприниматься респондентом как подтверждение вашей солидарности с его позицией, поэтому ими пользоваться нельзя.

Если респондент задает вам слишком высокий темп, постарайтесь сдержать его говоря: "Позвольте, я это запишу", "Мне хотелось бы полнее записать то, что Вы говорите, Ваше мнение по этому поводу очень важно для исследования". Главное создать обстановку, при которой респондент работает вместе с вами и также как и вы заинтересован, чтобы эта работа была выполнена хорошо.

Заполнение анкеты.

Все записи в анкете выполняются шариковой ручкой с синей, фиолетовой или черной пастой. Другие цвета используются кодировщиками или супервайзером при исправлении ошибок, поэтому интервьюерами они не используются.

Заполнены должны быть все части анкеты, включая рабочие записи с указанием времени проведения интервью, методические вопросы и, собственно, вопросы интервью. Как правило, интервьюер обводит кружком код, соответствующий варианту ответа на конкретный вопрос. Если вы ошиблись и случайно обвели не тот код, или респондент на ходу изменил свою точку зрения, зачеркните ошибочный кружок крест-накрест и сделайте правильную запись. Исправления "крест-накрест"- единственно допустимые, в анкете не должны быть исправления типа "солнышка". Нельзя подчеркивать цифры или текст в анкете в целях фиксирования ответа на тот или иной вопрос. Во всех случаях главное, чтобы тем, кто будет после вас работать с анкетой, была ясна воля респондента.

На некоторые вопросы возможны несколько ответов (об этом будет сказано в инструкции, находящейся в тексте анкеты). В таких случаях интервьюер обводит кружком коды стольких вариантов ответов, сколько выбраны респондентом.

Например:

 

128.ИНТЕРВЬЮЕР,

ОТМЕТЬТЕ

ПОЛ

РЕСПОНДЕНТА,

НЕ

СПРАШИВАЯ.

мужской

 

 

 

®

 

женский

 

 

 

2

 

или :

111.    Существуют    некоторые    характеристики,    которые    можно    было    бы использовать для описания банка. Какие из приведенных на этой карточке


характеристик наиболее важны для того, чтобы банк хорошо выглядел в

Ваших глазах?

ИНТЕРВЬЮЕР, ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 6, ОТМЕТЬТЕ НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ

ХАРАКТЕРИСТИК

информирующий о себе                                                      1

быстро и качественно обслуживающий                          (D

новаторский                                                                            3

дающий кредиты                                                                    4

внимательный с клиентами                                                5

дающий высокие проценты по вкладам                        (D

предлагающий широкий спектр услуг                               7

солидный                                                                                ®

понимающий наше общество и культуру                          9

работающий со вкладами населения                              10

имеющий отделения за границей                                     11

известный в мире                                                                 12

другое___________________________                                 13

затрудняюсь ответить                                                     98

В случае необходимости в строку "другое" вписывается вариант ответа, не упомянутый в основном списке. Однако, прежде чем записать ответ в позицию "другое" в полуоткрытом вопросе, еще раз убедитесь, что такого варианта действительно нет в основном списке.

Ряд вопросов предполагает, что вам придется вписывать в оставленное для этого место цифры. Например, это могут быть вопросы о возрасте, доходе респондента, количестве членов семьи и т.д.

Особую сложность для интервьюеров представляют открытые вопросы. В ситуации, когда респондентам не предлагаются конкретные варианты ответов, многие из них пытаются уклониться от содержательного ответа. Для интервьюера получить ответ на открытый вопрос не менее важно, чем на закрытый. Если респондент затрудняется, обязательно повторите ему еще раз формулировку вопроса, подчеркните, что вам очень важно понимать, что думает респондент по этому поводу. Краткий ответ записывается дословно. Записать развернутый ответ сложнее, так как интервьюеру невольно приходится выделять в ответе самое важное. Здесь есть опасность искажений. Поэтому, постарайтесь по возможности полно записать и развернутый ответ, используя, в случае необходимости, общепринятые сокращения. Всегда после интервью, в которых есть открытые вопросы, от интервьюера требуется редакционная работа для того, чтобы записи интервьюера стали понятны кодировщикам и супервайзеру. Конечно, работа с открытыми вопросами требует практических навыков. Посоветуйтесь с руководителем полевых работ, опытными интервьюерами о том, как лучше работать с открытыми вопросами. Начинать записи следует, не дожидаясь окончания ответа респондента. Приходится одновременно слушать и записывать. Если вы чувствуете, что не успеваете, начинайте проговаривать вслух то, что записываете и респондент невольно под вас подстроится. Если у вас появились сомнения в правильности сделанных записей, прочтите респонденту то, что вы записали с вопросом: "Я правильно записал то, что Вы мне сказали, может быть еще что-то важно?". Ответы на открытые вопросы должны быть записаны аккуратно и разборчиво.

Как было уже сказано, при интервьюировании анкета предназначена только для интервьюера, а респондент воспринимает вопросы на слух. Анкета оформлена таким

образом, что в ней есть тексты, которые респондент не должен видеть. Например, чтобы "заставить " респондента давать содержательные ответы, ему не зачитываются варианты ответов "не знаю", "затрудняюсь ответить" и т.д. Кроме того, в анкете есть методические указания интервьюерам, которые респондент также не должен видеть.

Для того, чтобы респонденту легче было воспринимать анкету, в интервью применяются специальные карточки с вариантами ответов. Это особенно важно тогда, когда вариантов много и на слух их воспринять сложно. Зачитывая вопрос анкеты, интервьюер передает карточку респонденту. Варианты ответов иногда зачитываются, а иногда нет. В любом случае, респондент, имея перед глазами варианты ответов, выбирает позиции, соответствующие его мнению и сообщает о них интервьюеру. Интервьюер делает в анкете записи.

Вот как, например, может выглядеть вопрос и соответствующая ему карточка:

1. Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены своим уровнем жизни в настоящее время?

ИНТЕРВЬЮЕР, ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 1.

полностью удовлетворены                                            1

скорее удовлетворены                                                   2

скорее не удовлетворены                                              3

полностью не удовлетворены                                      4

затрудняюсь ответить/нет ответа                           8

КАРТОЧКА 1

полностью удовлетворен скорее удовлетворен скорее не удовлетворен полностью не удовлетворен

Как видно, карточка, предъявляемая респонденту, лучше позволяет ему воспринять вопрос и варианты ответов. Позиции "затрудняюсь ответить", "нет ответа" на карточке отсутствуют. Но, если респондент действительно не знает ответа, он сообщит об этом интервьюеру, а тот будет иметь возможность зафиксировать ответ в анкете. Особенно важны карточки при большом числе вариантов ответов, например, когда приводится перечень товаров или услуг, список газет или фамилии политических лидеров.

Интервьюер должен внимательно следить за текстом, специально предназначенным для него и выделенным специальным шрифтом. В примерах, которые приводились выше, вы уже имели возможность познакомиться с такими текстами. Естественно, что эти указания вслух не зачитываются. Интервьюер должен хорошо познакомиться с ними до опроса и использовать для себя как памятку во время интервью.


В методических текстах, предназначенных для интервьюера, даются указания относительно переходов от вопроса к вопросу. Как правило, интервьюер задает все вопросы, но бывает так, что некоторые вопросы предназначены только для определенных категорий респондентов. Например, в середине анкеты может быть блок вопросов, предназначенных только для читателей какой-то газеты или потребителей определенного товара. В этом случае остальным респондентам такие вопросы не задаются. Внимательно следите за соблюдением обязательных переходов. Если в тексте анкеты нет указаний для перехода к другому вопросу, то необходимо зачитывать следующий по порядку вопрос.