Руководство для супервайзеров, руководителей полевых работ. Часть II

4. ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРОВ

Одной из наиболее важных задач супервайзера, организатора полевых работ, является обучение интервьюеров и бригадиров. Роль супервайзера в этом процессе может быть различной. В одних случаях, супервайзер полностью и самостоятельно реализует программу обучения. Тогда он, по сути дела, совмещает в себе и функции менеджера полевых работ. В других случаях, супервайзер производит отбор кандидатов в интервьюеры и организацию их обучения, а само обучение проводится специалистами-методистами центрального аппарата социологической службы. Чаще это бывает тогда, когда в распоряжении супервайзера находится лишь несколько интервьюеров, число которых достаточно для этой точки опроса. В любом случае, супервайзер должен представлять себе как готовятся интервьюеры и быть способным самостоятельно провести инструктаж и пополнение контингента интервьюеров.

Кроме конкретных знаний, которые должен получить интервьюер в процессе подготовки, важно, чтобы он воспринял те стандарты и этические нормы, которые существуют в нашей организации и мировом профессиональном сообществе. Помочь освоению этих норм может как практика работы, с которой он столкнется (и здесь личный пример супервайзера нельзя переоценить), так и знакомство с Кодексом Европейского Общества исследователей общественного мнения и рынка, (см. стр. 29).

Условно обучение интервьюера можно разделить на две части: общую и специальную. Сначала интервьюеров готовят не имея ввиду какой-то конкретный опрос, стремясь охватить все наиболее типичные возможности и варианты. А затем интервьюер инструктируется (обучается) применительно к конкретному опросу. Таким образом, обучение становится поэтапным и непрерывным. Через некоторое время в распоряжении супервайзера оказывается группа проверенных универсальных интервьюеров, которые составляют элиту интервьюерского корпуса и которыми гордится любая социологическая служба.

Программа подготовки интервьюеров.

Будьте полностью подготовлены перед началом занятий. Позвоните обучающимся за день до начала занятий, чтобы убедиться, что они намереваются прийти на занятия, что им известны место и время начала занятий. Перед началом занятий имейте при себе все учебные материалы.

Во время занятий вы должны создать атмосферу взаимного доверия и уважения. Позаботиться о том, чтобы интервьюер осознал, что он является центральной фигурой исследования, работал в соответствии со стандартами, сложившимися в вашей социологической службе.

Возможны два подхода в обучении интервьюеров.

При первом подходе общее обучение оказывается весьма кратким и обзорным. На него затрачивают до двух часов учебного времени. Большая часть времени в обучении отводится на освоение методики конкретного исследования, в котором предстоит работать интервьюеру. Постепенно интервьюеры накапливают опыт работы в различных техниках опроса.

При втором подходе ситуация обратная. Проводится глубокое первичное обучение, дающее интервьюеру хорошую подготовку по всем основным методам, а освоение     конкретного     исследования     ограничивается     кратким     специальным инструктажем. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Из-за значительной текучести штата интервьюеров большинство социологических служб практикует первый подход, при котором гораздо меньше усилий и времени тратится на подготовку интервьюеров, в отношении которых еще не вполне ясно, будут ли они активно работать в будущем.

В любом случае обучение-это важнейшая и ответственейшая задача супервайзера, от успеха решения которой зависит качество полевой части исследования. Плохо подготовленные интервьюеры сталкиваются с трудностями в свой первый же рабочий день и, скорее всего, оставят работу, либо будут получать" грязные"полевые материалы. Поэтому интервьюеры должны пройти теоретический этап обучения, обязательную практику, тесты, получить необходимые учебные материалы и инструкции.

Пакет учебных материалов, предлагаемых интервьюерам.

1. Приветственное письмо.

2.       Условия найма и информация об оплате.

3.       Руководство для интервьюера (методическое пособие).

4.       Учебная анкета "лицом к лицу".

5.       Учебная анкета для телефонного опроса.

6.       Образцы списка респондентов для поквартирного опроса.

7.       Бланк случайного отбора респондента в семье.

8.       Визитная карточка.

9.       Удостоверение интервьюера.

Ниже приводятся образцы некоторых документов.

 

Бланк случайного отбора респондента в семье.

После того, как Вы попали в квартиру, которая указана в Вашем задании, Вам необходимо отобрать нужного человека, которого Вы будете опрашивать. Для этого заполните бланк.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ТОМУ, КТО ОТКРЫЛ ВАМ ДВЕРЬ: Перечислите, пожалуйста, всех постоянных жильцов Вашей квартиры от 16 лет с указанием числа, месяца и года рождения, от самого старшего - к младшему.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТМЕТИТЬ ПОЛ И ДАТУ РОЖДЕНИЯ ВСЕХ, КТО ПОСТОЯННО ЖИВЕТ В ЭТОЙ КВАРТИРЕ (НЕ ТОЛЬКО ПРИСУТСТВУЮЩИХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ).

 

ПО   ВРЕМЕНИ ПОРЯДКОВЫЙ

 

 

 

 

No п./п

Пол

Дата рождения (год, месяц, число)

1-е посещение Число

2-е посещение Число

3-е посещение Число

Время

Время

Время

1

 

 

12345678

12345678

12345678

2

 

 

12345678

12345678

12345678

3

 

 

1 2345678

1 2345678

1 2345678

4

 

 

12345678

12345678

12345678

5

 

 

12345678

12345678

12345678

6

 

 

12345678

12345678

12345678

7

 

 

12345678

12345678

12345678

8

 

 

1 2345678

12345678

12345678

9

 

 

12345678

12345678

12345678

10

 

 

1 2345678

12345678

12345678

11

 

 

12345678

12345678

12345678

12

 

 

12345678

12345678

12345678

НЕОБХОДИМО   ОПРОСИТЬ   ТОГО,   ЧЕЙ ДЕНЬ   РОЖДЕНИЯ БУДЕТ БЛИЖАЙШИМ ЗА ДНЕМ ОПРОСА! ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ЕГО НОМЕР.

ВНИМАНИЕ!   НЕ   РАЗРЕШАЕТСЯ   ПРОИЗВОДИТЬ   ЗАМЕНУ   ВЫБРАННОГО РЕСПОНДЕНТА КЕМ-ЛИБО ДРУГИМ, ЖИВУЩИМ В ЭТОЙ КВАРТИРЕ.

ОТМЕЧАЙТЕ РЕЗУЛЬТАТ КАЖДОГО ИЗ ПОСЕЩЕНИЙ,   ОБВОДЯ КРУЖКОМ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОД.

 

Коды результатов посещений:

1. Адрес не существует.

2.  Никого нет дома.

3.  Респондент   не   в   состоянии вести беседу (болен, не трезв и т. д.).

4.          Респондента нет дома.

 

5.  В отпуске, в командировке и т. д.

6.  Респондент не располагает временем для беседы, назначил другое время.

7.  Отказ респондента.

8.  Вопросник заполнен.

 

Визитная карточка.

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, Вы можете разрешить их, позвонив

нам.

Если Вы любите общаться с людьми, мы приглашаем Вас сотрудничать с нами в качестве интервьюера. Эта работа, кроме новых впечатлений, принесет Вам и некоторый дополнительный доход. Спасибо!

Удостоверение интервьюера:

 

Удостоверение

 

интервьюера

Москва, Лучников пер.

4

Место для фото

тел. 206-89-51

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия

 

 

И.О.

 

 

Домашний адрес

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже приводится план, которым можно пользоваться как ориентиром в период обучения. Подробно эти вопросы рассматриваются в Руководстве для интервьюера.

1.  Вступительное слово и приветствие.

Вступительное слово, раздача учебных материалов. Короткий рассказ о целях занятий.

2.  Информация о социологической службе.

Штатные и внештатные сотрудники и распределение их функций. Этические нормы социологической компании.

3.  Труд интервьюера и необходимые ему качества.

Внешность. Коммуникабельность. Доброжелательность. Здоровое любопытство. Голос, темп речи. Точное выполнение инструкций. Честность. Конфиденциальность.

4.  Основные этапы исследования и место интервьюера в них.

Определение проблемы и цели обучения. Выбор программы и плана обучения. Отбор людей, которых следует изучать (выборка). Составление и предварительная проверка качества анкет. Процесс опроса и роль интервьюера. Кодирование интервью и обработка результатов исследования. Анализ результатов и подготовка отчета по исследованию.

5.  Основные типы опросов.

Изучение      общественного      мнения.             Социологические      исследования.

Маркетинговые исследования.

6.  Основные виды задаваемых вопросов.

Вопросы о поведении, отношении, принадлежности к социально-демографическим группам.

7.  Выборка.

Сущность выборочного исследования. Виды выборочных процедур и принципы построения выборки. Реализация последней ступени выборки: отбор респондента.

8.      Процесс опроса. Интервьюирование и анкетирование.
Особенности телефонного, уличного и опроса по месту жительства.

9.      Установление первого контакта интервьюера и респондента.
Как представиться. Что ответить респонденту на его вопросы.

10.  Фиксация ответов респондентов в анкетах.

Инструментарий исследования. Правила записи ответов на закрытые, открытые, табличные вопросы. Работа с карточками и иными материалами. Редактирование записей и самоконтроль.

11.  Поведение интервьюера во время опроса.

Приемы, побуждающие респондентов к выдаче достоверной информации.

12.      Недостижимость респондентов и проблема отказов.

13.      Контроль за качеством полевого материала.

Как организован контроль. Виды контроля: телефонный, повторный контрольный опрос, почтовый контроль.

14.  Взаимодействие интервьюера с супервайзером.

Инструктаж. Промежуточный и окончательный методические отчеты. Сдача работы.

15.  Оплата работы интервьюеров.

Необходимость постоянной работы с интервьюерами.

Уровень компетенции интервьюеров должен повышаться от исследования к исследованию. Для этого необходимо всегда давать оценку работе интервьюеров. Это можно сделать публично, когда они показывают хорошие результаты и лучше индивидуально, когда у интервьюера возникают проблемы. Перед инструктажем по очередному исследованию всегда сообщайте о результатах контроля и характере наиболее типичных ошибок. Во-первых, интервьюеры будут знать о том, что их работа обязательно контролируется, а, во-вторых, вы будете иметь возможность обсудить наиболее типичные ошибки. В работе с интервьюерами целесообразнее делать акцент на поощрения, а не на выговоры.

Каждая работа, которая идет в поле, приносит с собой что-то новое. Каждая работа - это возможность приобрести новые умения и практику, совершенствовать старые навыки. Только посредством непрерывного обучения и оценки интервьюеры смогут оценить результаты своего труда. Ведь ситуация, когда ты знаешь, что у тебя не очень хорошо получается, обескураживает. Нам всем нужна похвала и поощрение, чтобы почувствовать, что то, что мы делаем, оценивается положительно.

Лучший способ руководства интервьюерами -это демонстрация им стандартов, принятых в социологической службе, на собственном примере. Супервайзер -это всегда самый опытный интервьюер. Он владеет всеми основными методами опроса, прекрасно знаком с инструментарием исследования и инструкциями. Почти все ситуации, в которых могут оказаться интервьюеры, известны супервайзеру из своего практического опыта, для него это"штатная"ситуация. Ссылки на предшествующий опыт, связанный, например, с недостижимостью, отказами от интервью, способностью вступить в первый контакт с респондентом и поддержать его интерес в течение интервью-все это благотворно сказывается на отношение интервьюеров к работе и создает благоприятный социально-психологический климат.

Конечно, у супервайзера могут возникнуть проблемы, с которыми он не сталкивался прежде или вскрыться недостатки инструментария уже в процессе основного исследования. Необходимо постараться избавить интервьюеров от лицезрения ваших сомнений или неудовлетворенности материалами исследования. Все вопросы должны быть разрешены с менеджером полевых работ или директором проекта. Инструкции интервьюерам должны быть всегда ясными и четкими. Для этого супервайзер должен проделать серьезную предварительную работу до начала обучающего инструктажа интервьюеров.

Неясные инструкции могут привести к задержке или некачественному выполнению работы. Работники, не уверенные в том, чего ожидать, будут проявлять безразличное отношение и давать плохие результаты. Для достижения стабильности, благополучия и хороших результатов необходимо давать четкие инструкции.

5. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ ИНТЕРВЬЮЕРОВ

Контроль за качеством работы интервьюера начинается еще до начала полевой стадии исследования. Чем четче и яснее будут даны инструкции интервьюерам, чем лучше вы предусмотрите заранее все возможные ситуации, с которыми могут столкнуться интервьюеры, тем более вероятно, что вы получите надежные полевые материалы. Не повредит делу и взывание к совести интервьюера и воспитание в нем уважения к своей работе, однако, постоянный и строгий контроль также необходим.

Работа интервьюеров традиционно контролируется по двум основным позициям:

1)       правильность реализации последней ступени выборки;

2)       правильность проведения собственно интервью.

Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:

1)  визуальный контроль на стадии приемки анкет;

2)   в период компьютерной обработки массива анкет, проверяя логические
связи;

3)  в период проведения специально организованного контроля.

Визуальный контроль на стадии приемки анкет

Принимая анкеты у интервьюера, супервайзер проверяет их на полноту заполнения. Ни один вопрос в анкете не должен быть пропущен. Не принимаются анкеты, в которых пропущен хотя бы один социально-демографический вопрос. В случае обнаружения пропусков анкеты дорабатываются, если это возможно с помощью уточнения ответов у респондента. Важно проконтролировать анкету с точки зрения логических связей и переходов, на полноту заполнения открытых и полуоткрытых вопросов. Известно, что на открытые вопросы развернуто отвечают далеко не все респонденты (иногда лишь до 30%), однако, если один интервьюер получает меньше ответов на открытые вопросы, чем группа в среднем, возникает подозрение, что это вина интервьюера, а не инструментария.

К косвенным методам визуального контроля можно отнести анализ времени, затраченного интервьюером на проведение опроса. Здесь также можно ориентироваться на средние показатели по группе.

Интервьюер должен ясно себе представлять, что анкета заполняется лично им шариковой ручкой с синей, фиолетовой или черной пастой, аккуратно. Все рабочие исправления делаются единообразно: ошибочно зафиксированный шифр зачеркивается крест-накрест. Все исправления, внесенные в анкету супервайзером, целесообразно выполнять ручкой иного цвета, например, зеленой.

Визуальный контроль супервайзер проводит, как правило, в присутствии интервьюера, поэтому свое первое впечатление от контролируемого массива анкет он может высказать немедленно. Беседа с интервьюером при приемке анкет обычно очень важна для супервайзера и может стать основанием для организации последующего полевого контроля. Обычно интуиция не подводит супервайзера и интервьюер, недобросовестно проведший работу, "раскрывается" достаточно просто.

Компьютерный контроль

Компьютерный контроль обычно оказывается вне пределов функций супервайзера и о его результатах он узнает от менеджера полевых работ или из отдела  обработки   информации.   Современные   программные   средства   позволяют оценить как массив, поступивший из точки опроса в целом, так и работу отдельного интервьюера с точки зрения отклонения полученных результатов от среднего. Компьютерный контроль может дать супервайзеру информацию о том, что у того или иного интервьюера больше нормы ответов "затрудняюсь ответить", "не знаю", отказов от интервью или замен. Эти данные должны стать предметом обсуждения с конкретным интервьюером и группой в целом, а супервайзер может внести коррективы в программу обучения или акцентировать внимание на этих проблемах во время инструктажа. Наибольшую ценность компьютерный контроль может дать с точки зрения проверки сложных логических связей, отследить которые "на глаз" обычно не представляется возможным.

Специальный контрольный опрос.

Супервайзер должен помнить обязательное правило: каждое исследование должно контролироваться. Заказчик (клиент), директор проекта, менеджер полевых работ обычно требуют от супервайзера результатов контроля в сроки проведения полевой части исследования. Так как сроки поля обычно сжаты, выполнить это не возможно и контроль подчас сводится к поверхностной формальной процедуре, которая, с одной стороны, не дает реального представления о качестве полученного материала, а, с другой стороны, развращает сеть интервьюеров, не способствует совершенствованию их профессионального мастерства. Поэтому целесообразной представляется иная схема-постоянное отслеживание "шумов"в организации работы с интервьюерами.

Полевому контролю должны быть подвергнуты не менее 10% заполненных анкет. Дело супервайзера решить как будет организован контроль: либо случайно по всему массиву заполненных анкет, либо выборочно в отношении работы отдельных интервьюеров. Лучшим методом полевого контроля работы интервьюеров является повторное посещение респондента специальным интервьюером-контролером. Он проверяет правильно ли был отобран респондент, не нарушались ли методические приемы проведения интервью, не оказывалось ли влияние на ответы "третьими"лицами, получает информацию о том, какое впечатление у респондента осталось о работе интервьюера. В контрольную анкету обычно включаются несколько содержательных вопросов анкеты исследования. Контрольная анкета может выглядеть следующим образом:

 

КОНТРОЛЬНАЯ АНКЕТА

1. Скажите, пожалуйста, Вас опрашивали в

месяце этого года?

да                   1

 

нет                  2

 

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ НЕ БЫЛ ОПРОШЕН (

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА) - КОНТРОЛЬ

ЗАКОНЧЕН.

 

2. Назовите место, где проходил опрос:

 

у Вас дома

1

на Вашем рабочем месте

2

в другом месте (где именно?)

3

3. Наш сотрудник, который приходил к Вам

с анкетой, был Вам знаком до этого, или

нет?

 

да, был знаком

1

немного знаком

2

не знаком

3

4. Какое впечатление он произвел на Вас?

 

очень хорошее

1

хорошее

2

среднее

3

плохое

4

очень плохое

5

5. Он читал Вам вопросы вслух, или Вы сами читали вопросы?

все вопросы читал интервьюер                         1

все вопросы читали я сам                                               2

я читал вопросы сам, потому, что
интервьюер
оставил мне анкету для
самостоятельного
заполнения и ушел              3

6.       Сколько минут, примерно, длился опрос?____________ мин.

7.       Присутствовал ли кто-либо из членов Вашей семьи во время опроса?
да                                1

нет                               2

не помню                  3

8.  Во время опроса наш сотрудник показывал Вам карточки с вариантами ответов?
да                                1

нет                               2

9 Задавался ли Вам вопрос о днях рождения членов Вашей семьи?

да                                1

нет                               2

10.  Задавались ли Вам в процессе интервью вопросы о том. . .  (КОНКРЕТНЫЕ
ВОПРОСЫ ИЗ АНКЕТЫ)

да                                1

нет                               2

А теперь, несколько вопросов о Вас.

11.  Сколько полных лет Вам исполнилось?

лет.

12. Какое у Вас образование?

13.  Сколько взрослых членов семьи живет вместе с Вами?

Благодарим за участие в исследовании!

14.  ОТМЕТЬТЕ ПОЛ РЕСПОНДЕНТА
мужской                                 1
женский                                2

Другим методом полевого контроля является контрольное телефонное интервью. В некоторых анкетах респондента просят сообщить свой номер телефона, а при телефонных интервью информационная база имеется для всего массива анкет. Телефонный контроль проводится примерно по той же схеме, что и контроль повторным посещением. Однако, необходимо помнить, что возможности телефонного контроля весьма ограничены из-за низкого уровня телефонизации даже в крупных городах, не говоря уже о небольших населенных пунктах.

Реже применяется, однако дает хорошие результаты, почтовый контроль. Он строится по правилам проведения почтовых опросов и при выполнении всех методических процедур дает до 85% возврата контрольных анкет. Недостатком этого метода является длительность процедуры (весь цикл контроля от отправки анкет до получения результатов занимает 30-40 дней). Но, если иметь ввиду, что организовать повторный контрольный опрос, например, в сельской точке весьма сложно, то этот метод оказывается наиболее эффективным из всех практически возможных.

Вне зависимости от того, какой метод контроля будет вами использован, необходимо помнить, что результаты контроля дают лишь вероятностные, ориентировочные оценки, а интервьюер, с которым вы работаете, конкретный живой человек. Даже в случае получения информации о том, что опрос не был проведен, нельзя однозначно обвинять интервьюера в подлоге. Известны примеры, когда респонденты,   с   которыми   было   проведено   интервью,   отрицали   это,   опасаясь раскрытия анонимности. Поэтому, проводя контрольное интервью, необходимо снять напряжение респондента, разъяснив ему цели контроля, подтвердив анонимность получаемой информации.

6.  ПРОБЛЕМА ОТКАЗОВ

Проблема отказов в практике опросов общественного мнения и маркетинговых исследований играет весьма существенную роль. Хотя число отказов в последнее время растет: здесь сказывается и общая криминализация обстановки, и увеличивающееся нежелание людей пускать кого-либо в свою личную жизнь, и скепсис по отношению к опросам, -чрезмерно драматизировать ситуацию не следует. Обычно число прямых отказов не превышает 7%, что заведомо ниже, чем на западе.

Интервьюер должен понимать, что отказ от интервью естественное право респондента, уметь применить методические средства, максимально снижающие число отказов.

Изучая методические отчеты интервьюеров и беседуя с ними, супервайзер должен выявить, имеется ли у одного из ваших интервьюеров более высокий процент отказов, чем в среднем. Если вы подозреваете, что в этом виноват интервьюер, вам необходимо провести с ним дополнительный инструктаж. Важно понять, на каком этапе опроса произошел отказ и каковы его мотивы. Особое внимание следует обратить на освоение методики первого контакта, ибо большая часть отказов происходит до начала собственно интервью. Интервьюера необходимо стимулировать к проведению интервью именно с тем респондентом, который оказался в выборке, а не уходить к заменам после первого затруднения.

Малоопытные интервьюеры подчас сами создают предпосылку для отказов, ведя себя так, как будто они стесняются оторвать респондента от его важных занятий. И хотя в действительности это абсолютная правда, с точки зрения деятельности интервьюера такой подход малоэффективен. Будучи предельно доброжелательным и вежливым, интервьюер всем своим поведением должен демонстрировать, что отказ не возможен, и, лишь в крайнем случае, договориться о точном времени новой встречи. Научить интервьюера снизить число отказов до нормы -­ задача супервайзера.

7.  ФАЛЬСИФИКАЦИЯ АНКЕТ

Это неприятная ситуация, с которой вам придется столкнуться и выходить из нее. Возможно, что вам не представится второго случая, если вы обнаружите, что интервьюер фальсифицировал информацию в анкете. Поэтому, вам необходимо добиться встречи с таким интервьюером. Представьте любое доказательство, чтобы аргументировать вашу претензию. Выслушайте то, что он скажет. Напомните этому человеку о его подписи в конце каждой анкеты, где написано, что интервьюер правильно следовал всем указаниям.

Объясните ему о нашей ответственности давать качественные и точные результаты клиенту. Потеря клиента в результате сфальсифицированной информации будет стоить компании потери доброй репутации.

В любом случае, когда вы сталкиваетесь с обманом, вам необходимо отразить это   в   методическом   отчете.   Все   то,   что   сделал   интервьюер-фальсификатор, необходимо заменить и "вычистить " всю проделанную им работу. Понятно, что такая ситуация неприятна и для вас, так как, привлекая интервьюера, вы принимаете ответственность за него. Особенно неприятно, когда обман вскрылся после того, как анкеты переданы директору проекта и в отдел обработки. Однако, вас постараются понять и оценить, а последствия вскрытого обмана всегда менее тяжки для результатов исследования, чем ситуация, когда анализируются "грязные"полевые материалы.

Как правило, под давлением улик, люди признаются и объясняют свою вину трудностями на работе, дома, непониманием методики исследования и т. д. Это не всегда новички. Опытные интервьюеры, "знающие", что думают респонденты и развращенные отсутствием контроля, могут "воссоздать" анкету, часть ее и даже целую партию с наименьшей вероятностью, чем стажеры. Только супервайзер может решить, как поступить с такими интервьюерами: немедленно уволить или после внушения и штрафа оставить в группе. В любом случае, иметь в составе группы интервьюеров человека, склонного к подделкам, весьма неприятно. Тем более, что обман в среде интервьюеров "заразная"болезнь и всю группу может охватить опасная эпидемия.

Так как контроль дает лишь предположение о нечестности интервьюера и у вас не хватает доказательств, вы можете предпринять следующие шаги:

1)       собрать улики, какие возможно;

2)       сделать стопроцентную проверку работы подозреваемого интервьюера;

3)    проверить   пропуски,   социально-демографический   блок,   все,   что   может
выглядеть
подозрительным;

4)  быть начеку, если встречаются частые пропуски телефонных номеров;

5)        посмотреть анкеты, сделанные другими интервьюерами, чтобы убедиться,
противоречат или не противоречат ответы с другими анкетами;

6)        посмотреть на продолжительность интервью и сопоставить с анкетами других
интервьюеров;

7)        если анкета заполняется респондентом(то есть,  это анкетирование,  а не
интервьюирование),посмотрите,   как   обведены   цифры.   Не   одним   ли   почерком
заполнены открытые вопросы. Сделав это, вы можете увидеть нечто, что привлечет
ваше внимание;

8)        если у вас есть сильные подозрения, но нет улик, вы можете обратить на это
внимание в методическом отчете и анкеты этого интервьюера будут проверены с
помощью компьютера или специалистами, знающими структуру анкеты.

Снова вызовите этого сотрудника и сразу же перейдите к вопросу. Выскажите свою озабоченность тем, что он сфальсифицировал информацию или же (если у вас нет улик), что его результаты противоречат результатам и ответам, полученным другими интервьюерами. Перед тем как представить доказательства, спросите их, что они сделали, как они обращались с анкетой, зачитывали ли они (устно) все вопросы. Время и терпение обычно приводят к тому, что истина наконец проясняется, даже если они говорят о своем полном неведении. Вы затем сможете указать им на небрежную работу, что тоже, естественно, недопустимо.

Помните, что деньги платятся интервьюеру за добросовестную работу, поэтому фразы:"Я спешил, чтобы сделать больше. Я всегда помогаю, когда вы просите"-аргументом быть не могут. Не чувствуйте себя обескураженным; в конце концов, это вас обманывали. Наконец, всегда легче в дальнейшем отказаться от работы интервьюера, который вызывает у вас подозрение, чем изводить себя постоянными проверками.

8.  ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возможны чрезвычайные ситуации, нарушающие планы супервайзера.

Интервьюер может заболеть в период исследования или срочно уехать. На инструктаже следует предупредить интервьюеров, что в этом случае они обязаны обязательно известить вас об этом и вернуть анкеты и свое задание. Необходимо иметь в своем распоряжении интервьюеров, которые примут на себя эту работу. Сроки "поля" не должны зависеть от подобных ситуаций и предусмотреть их ваша задача. Сложнее, когда вы видите, что не укладываетесь в определенные вам сроки. В этом случае вы обязаны поставить в известность руководителя полевых работ, отправить в срок основной массив и как можно быстрее дослать недостающие анкеты.

Возникают ситуации, делающие работу супервайзера невозможной. На такой случай вы должны иметь заместителя, "бригадира" из числа опытных интервьюеров, знающего основные моменты работы. Имя его должно быть известно заранее руководителю полевых работ. Такой помощник вам необходим, кроме всего прочего, и тогда, когда вы ведете одновременно несколько исследований.

В случае возникновения любых проблем, с которыми вы не можете справиться сами или выходящих за пределы вашей компетенции, свяжитесь с руководителем полевых работ или директором проекта.