Руководство для супервайзеров, руководителей полевых работ. Часть III

9.  ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАБОТЫ СУПЕРВАЙЗЕРА

Схематично последовательность работ, проводимых супервайзером в полевом исследовании, выглядит следующим образом:

1)      уведомление о характере исследования и сроках его проведения;

2)      планирование

3)      сообщение интервьюерам о предстоящем исследовании;

4)      получение инструментария исследования;

5)      инструктаж;

6)      текущие отчеты интервьюера супервайзеру;

7)      текущие отчеты супервайзера организатору полевых работ, руководителю проекта;

8)      работа с анкетами, возвращенными супервайзеру;

9)      контроль за работой интервьюеров;

 

10)       контроль за бюджетом исследования;

11)       конечный отчет супервайзера и отправка анкет.

Рассмотрим эту схему более подробно.

 

Уведомление о характере исследования и сроках его проведения.

Вы получаете информацию о необходимости организовать очередное исследование. Иногда уведомление приходит заранее, а порой - в день, когда необходимо начать опрос. "Система"(группа интервьюеров, находящихся в вашем распоряжении, вы сами, банк адресов или маршрутов) должна быть готова включиться в работу немедленно. Любой клиент хочет иметь результаты "вчера"и социологическая служба должна, по возможности, быть в состоянии реализовать его желания.

 

Планирование.

Планирование является существенной составной частью работы супервайзера. Составляя план, вы не только записываете все этапы вашей работы, но также четко фиксируете его в своей памяти. Каждый из вас создает свою собственную рабочую систему планирования. Ваше планирование, независимо от системы, должно дать вам:

1)      четкие и ясные данные о том, сколько и каких интервьюеров вам необходимо привлечь к работе;

2)      дату начала и окончания работы;

3)      контрольные точки отсчета по этапам работы;

4)      дату запуска первой и получение последней анкеты;

5)      период, необходимый для организации контроля;

6)      даты и время, необходимое для подготовки методических отчетов.

Особенно важно планировать работу, если вы одновременно проводите несколько исследований. Отслеживая даты письменного плана по меньшей мере раз в неделю, вы всегда будете точно знать, что происходит с вашими работами и персоналом.

Сообщение интервьюерам о предстоящем исследовании.

Старайтесь предупредить интервьюеров о предстоящем исследовании как можно раньше. По возможности подробно расскажите им о характере исследования, объеме предстоящей работы, сроках и оплате. Пригласите интервьюеров с запасом, так как, в последнюю минуту кто-нибудь откажется работать. Учтите, что интервьюеры работают в разных районах города, поэтому, приглашая их, соотнесите это со схемой выборки. Особое внимание обратите на интервьюеров, которым предстоит выезд на точки опроса в других населенных пунктах и уведомите тех, кто работает на отдаленных точках опроса. Назначьте точное время инструктажа.

Получение инструментария исследования.

Между датой получения инструментария и инструктажем у вас должно быть достаточно времени, чтобы внимательно изучить полевые документы. В любом случае, инструменты для всех работ должны быть проверены как можно быстрее после их доставки. Необходимо как можно раньше знать, все ли там в порядке, или чего-то не хватает. Изучите анкету (по возможности, проведите одно-два пробных интервью ) и все инструкции, прежде чем приступить к инструктажу интервьюеров. Подготовьте бланки заданий для интервьюеров.

 

Инструктаж.

Это одна из наиболее важных функций супервайзера. В ходе инструктажа каждый интервьюер должен тщательно ознакомиться с анкетой, инструкциями, карточками. Обратите внимание на табличные, открытые вопросы и переходы. Четко разъясните как будет производиться отбор респондента. Во время инструктажа постарайтесь провести практическое занятие, озвучив с помощью интервьюеров значительную часть анкеты. Убедитесь, что интервьюеры правильно понимают механизм отбора респондента.

Передайте интервьюерам их задания с указанием конкретных сроков выполнения.

Текущие отчеты интервьюера супервайзеру.

Супервайзер должен постоянно держать руку на пульсе исследования. Поэтому, назначьте интервьюерам время для контрольных сообщений о ходе их работы. Не давайте даже опытному интервьюеру слишком больших заданий, лучше выдавать эти задания порциями. Это позволит вам постоянно быть в курсе того, что происходит в поле. В случае возникновения у нескольких интервьюеров однотипных вопросов, разрешив их, обзвоните других интервьюеров, так как сложившаяся ситуация может оказаться типичной и для них.

Текущие отчеты супервайзера организатору полевых работ, руководителю проекта.

Регулярно, в соответствии с намеченным графиком, информируйте организатора полевых работ или директора проекта о ходе исследования. Используйте для этого информацию, полученную от интервьюеров.

Работа с анкетами, возвращенными супервайзеру.

Не ожидайте, пока вам сдадут весь массив анкет. Старайтесь проверять анкеты по мере поступления, сразу приступая к контролю. Обращайте внимание на правильность отбора респондентов и реализацию плана выборки, а также на качество самих анкет. Забракованные вами анкеты лучше переделать, не дожидаясь, когда от вас этого потребуют. Каждый вопрос каждой анкеты должен быть тщательно просмотрен. В анкету должны быть внесены все возможные(на этом этапе) изменения. Вместе с анкетами каждый интервьюер должен сдать методический отчет, который после обобщения ляжет в основу вашего отчета.

Контроль за работой интервьюеров.

Принципы проведения контроля были уже описаны.

Еще раз подчеркнем, что проведение контроля не должно вызывать у респондентов необоснованных опасений в раскрытии анонимности. Для респондента цель вашего контроля-не проверка работы интервьюера, а выяснение того, как сделать общение между интервьюером и респондентом более комфортным. Объясняя цели своего визита или телефонного звонка, вы можете сказать:"Мы обзваниваем (или обходим) тех людей, у которых мы брали интервью на прошлой неделе, чтобы убедиться, что вы удовлетворены тем, как наш интервьюер работал с вами и дать вам возможность высказать свои замечания по поводу опроса. "Дав респонденту время на замечания, вы можете затем осуществить проверку по предлагавшейся схеме.

Контроль за бюджетом исследования.

Получая задание на организацию исследования, вы планируете также предстоящие расходы. Ситуация с оплатой работ может быть столь разнообразна, что описать все варианты не представляется возможным. Подробнее об этом рассказывается в специальном разделе (стр. 27). Вам необходимо распределить передаваемые в ваше распоряжение ресурсы таким образом, чтобы средств хватило на все виды расходов: оплату работы интервьюеров и бригадиров, транспортные и командировочные расходы, в случае необходимости, аренду помещения и размножение инструментария.

Финансовые документы: ведомости о зарплате, расходные ордера, командировочные удостоверения, различные счета должны быть всегда в порядке и своевременно передаваться в бухгалтерскую службу. Для этого необходимо получить некоторый навык ведения финансовых документов и знать правила их оформления.

Конечный отчет супервайзера и отправка анкет.

Отчет супервайзера включает в себя две части: методическую и финансовую.

В методическом отчете указывается:

1)       на скольких точках опроса, в какие сроки, с применением каких методов должен был
проходить опрос;

2)       сколько и каких интервьюеров было привлечено к работе, как была осуществлена их
подготовка;

3)       как была реализована выборка, какая база данных для этого использовалась, в
случае
квотных выборок наличие отклонений;

4)       приводятся данные о самом опросе:

а) сколько респондентов опрошено с первого, второго, третьего раза;

б) сколько было отказов и каковы их причины, дается оценка недостижимости;

в) каковой оказалась средняя длительность интервью;

г)  как интервью было встречено респондентами;

д) какие вопросы анкеты вызвали у респондентов затруднения и предложения
по
совершенствованию инструментария;

е) результаты первичного контроля и общая оценка надежности полученных
материалов.

В финансовом отчете указываются средства, затраченные на организацию исследования по основным статьям расходов, утвержденных бухгалтерской службой.

10. ОПЛАТА РАБОТЫ ИНТЕРВЬЮЕРА

Прежде всего, интервьюер должен четко понимать, сколько он может получить за конкретно выполненную работу, будет ли эта сумма облагаться налогами, каковы возможные штрафные санкции. Сложился двоякий принцип определения стоимости работы интервьюера:

1) фиксированная сумма за одно интервью, куда входят затраты на транспорт и достижение респондента;

2) оплата, исходя из реально или предположительно затраченного времени.

Как в первом, так и во втором случае в основу стоимости работы интервьюера закладывается потраченное им на работу время. Поэтому, обосновывая стоимость работы, вы должны знать (проверив практически или на основе предшествующего опыта) какова реальная длительность интервью и время, которое будет затрачено на достижение респондента. Естественно, что размер оплаты зависит от труднодостижимости объекта и интервью одной длительности со студентом и директором банка будет на порядок различаться по стоимости.

Чаще всего супервайзер оказывается в ситуации, когда стоимость работы ему определяется руководителем полевых работ и степень его финансовой свободы весьма невелика. Принимая на себя ответственность за проведение работ и планируя их, супервайзер должен предусмотреть все возможные виды расходов, указать руководителю полевых работ на региональные или иные особенности, которые могут быть не предусмотрены заранее.

Строгая финансовая отчетность является важным элементом благоприятного социально-психологического климата и рабочего настроя в группе интервьюеров. Некоторые супервайзеры оплачивают работу интервьюеров сразу после приемки анкет и визуального их контроля, другие предпочитают дождаться результатов полевого контроля или выплачивать деньги в строго фиксированные дни. Достоинством первого метода оказывается то, что интервьюеру не приходится приходить на специальную встречу и он активнее стимулируется за результаты только что выполненной работы. Недостаток здесь также очевиден: уже после оплаты может оказаться, что анкеты фальсифицированы, а по условиям контракта, не должна оплачиваться вся серия анкет в случае обнаружения даже одной очевидной подделки.

Второй способ внешне выглядит предпочтительней. В идеале деньги могут высылаться даже по почте. Однако, если учесть реальную ситуацию: инфляцию, относительно небольшие суммы, получаемые интервьюерами за одно исследование, становится понятным почему интервьюеры предпочитают получить деньги сразу. В любом случае, интервьюер должен понимать, когда и как он получит оплату за свою работу.

Скачать pdf файл