ПОДРАЗДЕЛ: Вопросы методологии
RSS

  • 29/ 01.2013Шкала лжи из опросника MMPI. Опыт экспериментальной валидизации (Мягков А.Ю.)

    Массовая социологическая практика свидетельствует, что исследования, базирующиеся на применении опросных методов, весьма уязвимы вследствие т.н. ситуативной лжи - результата использования респондентами защитных поведенческих стратегий (социальной желательности, конформизма, негативизма, регрессии поведения и др.). Для диагностики неискренних ответов в специальной литературе предлагаются разные методы и процедуры. Наиболее эффективными в этом отношении традиционно считаются шкалы лжи, заимствованные из различных личностных опросников.
  • 29/ 01.2013Какого обращения заслуживают социологические данные (Бутенко И.А.)

    Эпиграф: "Данные на полу не валяются. Данные берутся с потолка" Проблему, которую я собираюсь здесь затронуть, обычно деликатно именуют «некорректными обращением с данными».
  • 01/ 06.2011Ненаблюдаемость социальных феноменов (Г. В. Каныгин)

    Специфика качественного исследования показана в русле двух традиций познания: духовных практик и формальных методов. Возможности актора по освоению духовных практик трактуются как ресурс развития социальной методологии, расширяющий ее интуитивные научные основы. Аналитические процедуры современной западной качественной методологии представлены как научный аппарат, служащий для конструктивного изъяснения экзистенциальных состояний акторов в условиях их приверженности различающимся системам первопонятий, аксиом и правил вывода. Высказана идея синтеза качественных исследовательских процедур, развитых в социологии.
  • 31/ 05.2011Статистические стратегии сенситивных измерений (А.Ю. Мягков)

    В последние годы заметно возросла степень остроты и деликатности проблем, предлагаемых респондентам для обсуждения в опросных исследованиях. Так называемые сенситивные вопросы часто приходится формулировать при изучении образа жизни и различных аспектов деятельности современных политических элит, оценке масштабов распространения криминального бизнеса, коррупции и наркомании, в исследованиях различных форм контрнормативного и нравственно осуждаемого поведения.
  • 30/ 05.2011Эффект интервьюера: опыт количественной оценки в персональном интервью (А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева)

    Статья посвящена измерению масштабов эффекта интервьюера в персональном интервью. Представлены результаты дисперсионного анализа данных, полученных авторами в ходе специальных методических исследований. Рассматривается влияние интервьюера на кооперативные установки опрашиваемых, уровень отвечаемости, продолжительность интервью, смещения в ответах респондентов и другие аспекты качества опросных коммуникаций. Обсуждаются также некоторые корреляты выявленных эффектов.
  • 29/ 05.2011Всегда ли респонденты говорят правду? Мета-анализ зарубежных источников (Мягков А.Ю.)

    Любой ученый, когда-либо имевший дело с личностными опросниками, знает, как важно уметь отделять искренние, правдивые ответы испытуемых от лживых, а также от ответов, вызванных самообманом или желанием представить себя лучше в глазах окружающих.
  • 28/ 05.2011Механизмы редактирования ответов респондентами (анализ зарубежных социологических теорий) (Мягков А.Ю.)

    Исследуется природа и основные формы редактирования ответов респондентами в опросных социологических исследованиях. Анализируются различные теории, объясняющие ингратиационное поведение опрашиваемых.
  • 23/ 05.2011Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов (Мягков А.Ю.)

    Cоциологический Журнал. Номер: №1-2 за 1999 год
  • 18/ 05.2011Проблема недостижимости в массовых опросах: анализ современной ситуации (Кривая Е.Ю.)

    РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ. /под. ред. Г.В. Иванченко; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.:ТЕИС, 2006. - 477 с. ISBN 5-7598-0438-3
  • 25/ 04.2011Сравнительный анализ методов квартирного и он-лайн опроса при изучении рынка финансовых услуг (О.Е. Кузина, А.В. Шашкин)

    В статье сравниваются результаты квартирного и он-лайн опросов населения, проведенных в одно время с использованием одинаковых формулировок анкетных вопросов НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) и OMI (Online Market Intelligence). Делается вывод о том, что, несмотря на то, что Интернет опросы не репрезентативны по отношению к населению России в целом, их можно использовать для решения модельных задач, когда требуется оценить влияние различных факторов на финансовое поведение населения, а также в тех случаях, когда речь идет о труднодоступных для оффлайновых методов пользователях финансовых услуг, например, таких как ипотека и инвестиции.
  • 16/ 04.2011Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе (Д.М. Рогозин)

    Описан методический эксперимент, в котором изучались факторы влияющие на доступность респондентов и возможные смещения в результатах опроса.
  • 15/ 04.2011Влияние пола респондента на результативность телефонного опроса (Рогозин Д.М.)

    В статье представлены результаты методического эксперимента о влиянии пола абонента, ответившего на звонок, на общий уровень кооперации при проведении квотной выборки. Результативность опроса у мужчин и женщин примерно одинаковая: мужчина, подошедший к телефону, реже отказывается от участия в опросе, но зато гораздо чаще прерывает уже начатое интервью. Однако мужчины реже отвечают на звонки и при организации квотной выборки интервьюер вынужден не опрашивать абонента, взявшего трубку. Уровень кооперации в среднем по выборке без введения квотного задания составляет 61%, после выбора квоты по женщинам - всего 12%. Следовательно, коэффициент кооперации в отдельном исследовании зависит от процента мужчин, который квотируется исследователем, и его можно точно определить на пилотаже. Коэффициент кооперации (СООР3) рассчитан в соответствии со стандартом Американской ассоциации исследователей общественного мнения.
  • 31/ 03.2011Область применения и трудности кодификации открытых вопросов (С.Г. Климова)

    В статье анализируется практика использования открытых вопросов в массовых опросах. Анализируются социальные феномены, адекватное изучение которых возможно только с помощью открытых вопросов, и типичные трудности применения открытых вопросов в массовых опросах. Предлагаются некоторые способы преодоления этих трудностей.
  • 30/ 03.2011Методические принципы полуформализованного интервью (Н.В. Веселкова)

    В статье рассматривается специфика методических принципов полуформализованного интервью в связи с его промежуточным, срединным положением на континууме видов интервью по степени формализации. Автор анализирует различные подходы к классификации видов интервью, сложившиеся в современной западной литературе, определяет познавательные возможности полуформализованного интервью. На конкретном эмпирическом материале рассматриваются такие принципы полуформализованного интервью, как недирективность и общие рамки референции для интервьюера и респондента.
  • 29/ 03.2011Полуформализованное интервью (Веселкова Н. В.)

    Cоциологический Журнал. Номер: №3 за 1994 год
  • 05/ 03.2011Опрос, который изменил опросы (Кудрявцева Н.Ф.)

    Крупномасштабный почтовый опрос престижного американского журнала «The Literary Digest», проведенный во время предвыборной кампании 1936 года, занимает важное место в истории эмпирической социологии. Неверный прогноз журнала, имевшего прочную репутацию в области исследования общественного мнения, в значительной мере определил будущее выборочных опросов, продемонстрировав как несостоятельность методики «соломенных опросов», так и тот факт, что размер выборки не является гарантией правильного результата. Хотя мнения социологов о причине неверного прогноза «The Literary Digest» расходятся, эмпирический анализ материалов исследования Джорджа Гэллапа об участии избирателей в опросе журнала подтверждает гипотезу об искажении параметров выборки вследствие совокупности некорректной процедуры отбора респондентов и низкого процента возврата анкет.
  • 28/ 01.2011Надо ли отсеивать «профессионалов» в массовых опросах? (А. Власова-Ягодина)

    Статья посвящена проблемам отбора респондентов при массовых опросах, в частности, так называемых "профессионалов" - людей, обладающих профессиональными знаниями в области опросов или особым опытом ответов на вопросы.