Методические принципы полуформализованного интервью (Н.В. Веселкова)

Полуформализованное интервью - столь же известный, сколь и неопределенный термин как в отечественной, так и в мировой социологии. Насколько он необходим, эвристичен и каково его место в общем контексте опросного метода?

Специальная социологическая литература изобилует описаниями разнообразных методик интервью, не соотнесенных с какой-либо системой. Существует масса классификаций интервью. Многие из них проводятся по очень узкому частному критерию, непосредственно интересующему исследователя. Так, классификация Ш.Харкесс и К.Уоррен содержит три вида интервью, выделенных по степени знакомства интервьюера и респондента. Встречаются классификации эклектичные, сочетающие разные основания. Например, Дж.Адамс и Дж.Шваневельдт в качестве основных называют такие исторически сложившиеся и ныне стабильные виды интервью, как фокусированное, недирективное, клиническое, а также... телефонное интервью. Практика социологического интервьюирования чрезвычайно многообразна, возможности метода широки и далеко еще не полностью востребованы - отсюда и множество разновидностей интервью и их классификаций. В настоящей статье нас будет интересовать тип классификаций, осуществляемых согласно логике различных континуумов -формализации, стандартизации, структурированности, мягкости и т.д., что предполагает континуальность, постепенность вариации свойств от одного вида интервью к другому. При этом нет нужды описывать каждый отдельный вид, да это и невозможно, ибо континуум внутренне бесконечен. Достаточно определить координаты, выбрать оптимальные для конкретных целей исследования характеристики, опираясь на базовые принципы метода.

Полный текст статьи ...