Область применения и трудности кодификации открытых вопросов (С.Г. Климова)

Понятие «открытый вопрос» мы используем в общепринятом смысле - как вопрос анкеты, который не сопровождается заранее заданными вариантами ответа. Эта оговорка необходима, потому что в многочисленных дискуссиях о качественной и количественной методологии этот термин был подвергнут критике за фиктивность. В частности, Д.М. Рогозин пишет, что форма организации работы с ответами представлена как характеристика вопроса. Однако С.В.Чесноков, похоже, убедил социологическое сообщество не отказываться от этой удобной лексической привычки в угоду терминологической строгости.

Собственно, обсуждение формы вопросов и предъявления результатов - это лишь отчасти технологическая проблема, связанная с профессионализмом исследователей. В идеологическом плане эта тема - о месте социолога в обществе: является ли он «зеркалом», медиатором между разными группами или активным участником сложной системы идеологических влияний? Если социологу интересно не то, как он сам отражается в «социологическом зеркале», а каковы категории обыденного сознания, с помощью которых «человек с улицы» конструирует мир, ему стоит обратиться к концепциям теоретиков конструктивизма. Один из базовых постулатов конструктивистов - критика логического объективизма. В частности, П. Бергер и Т. Лукман утверждали, что целью социологии является описание универсальных структур субъективной ориентации, а не объяснение общих фундаментальных черт объективного мира. В.А.Ядов отмечает, что если исходить из концепции конструирования реальности субъектом, то понятно, что нельзя использовать закрытые вопросы, навязывать респондентам свои конструкции.

Полный текст статьи ...