Влияние пола респондента на результативность телефонного опроса (Рогозин Д.М.)

Строгое следование правилам организации выборки, с одной стороны, и нормам общения с незнакомыми людьми, с другой, приводит к конфликтной ситуации в самом начале телефонного разговора, воспроизводит амбивалентную позицию интервьюера. Оставить разрешение этой проблемы на откуп последнего -значит поставить под угрозу надежность всего исследования. Поэтому так важно в массовых опросах, кроме основной анкеты, заполнять регистрационные формы, позволяющие анализировать контекст интервью: особенности презентационного этапа, т.е. обмен репликами в первые минуты разговора, признаки отказавшихся от участия в опросе, основные причины отказов, доводы интервьюера, с помощью которых удалось удержать абонента у телефона и т.д. Информация, казалось бы, ненужная и невостребованная заказчикам, является основой для понимания результативности опроса, а значит и оценки качества проводимого исследования.

Результативность опроса - комплексный показатель, включающий экономическую и метрологическую компоненты. Б. Докторов пишет, что «дешевая, компактная схема телефонного опроса является экономически результативной, но может содержать значительную погрешность правильности, или результативности метрологической». В нашем эксперименте изучается исключительно область качества исследования и обходятся стороной какие бы то ни было экономические соображения, связанные с оперативностью и эффективностью опроса. Кроме того, результативность понимается в более узком смысле: как количество опрошенных к общему числу абонентов домашних телефонов. Этот показатель называют уровнем, или коэффициентом кооперации (см. ниже).

Полный текст статьи ...