Андрей Широких: «… не нужно бояться идти работать в «поля» и сталкиваться с проблемами…».

В сентябре 2018 года инициативе рубрики «Неформат», посвященной авторитетам индустрии изучения общественного мнения, историям их профессионального роста и развития исполняется полтора года. За это время мы беседовали с экспертами федеральных и международных исследовательских компаний. Сегодня же героями серии интервью стали молодые руководители региональных исследовательских компаний Чеснакова Ирина Игоревна, директор агентства стратегического маркетинга "Spezia" (г. Барнаул), Широких Андрей Александрович, руководитель лаборатории маркетинговых исследований Marketing-LAB (г. Краснодар http://lab-marketing.com/ ), Полукаров Иван Владимирович, руководитель исследовательского центра «Маркетинга и социологии» (г. Челябинск).  

Мы поговорили на тему профессионального становления и развития в  отрасли прикладных исследований, а также попытались найти ответ на вопрос о том, как  действовать региональным исследовательским компаниям в условиях, когда отрасль прикладных исследований находится в зоне серьезных перемен.

(источник фотографии - персональная страница Андрея Широких в "ВКонтакте", публикуется с разрешения героя) 

Вопросы задавала Кормушина Юлия

 

Юлия Кормушина: Расскажите немного о себе. Что привело Вас в исследования общественного мнения?

Андрей Широких: С детства у меня было сильное желание зарабатывать собственные деньги и не зависеть от родителей. Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу стать, я просто отвечал – директором. Я очень четко себе представлял свой кабинет и свое рабочее место, при этом не понимал и не мог даже предположить, в какой именно сфере буду директором.

Работать стал примерно с 12 лет. Начинал расклейщиком объявлений, промоутером, курьером.В 2005 году, когда мне было 16 лет, я учился на втором курсе колледжа в г. Ростове-на-Дону. Несмотря на то, что будущая профессия «Техник связи» никак не пересекалась с маркетинговыми исследованиями или социологией, меня заинтересовало объявление о привлечении студентов на должность интервьюера/транскрибера/набивщика. Я пришел на собеседование. Менеджер, которая проводила собеседование, не сильно поверила в мои способности, но я упорно настаивал на том, чтобы дали мне возможность попробовать. И мне дали попробовать. Это был уличник по автомобилистам.

Без капли расстройств от грубых отказов таксистов я усердно продолжал выполнять работу. И сдал задание вовремя. И более того, качество работы тому самому менеджер понравилось и мне стали предлагать новые проекты. Когда получил первые деньги, стал еще усерднее выполнять работу. Учитывая, что я неплохо ладил с компьютером, мне предложили подрабатывать также набивщиком, потом транскрибером. Далее начал работать на половину ставки помощником руководителя проектов, а после меня взяли в штат.

Спустя два года я поменял сферу деятельности и переехал в Краснодар. А в 2011 году мои бывшие ростовские коллеги предложили провести первый полевой проект в Краснодаре в качестве подработки. Так и началась история нашей компании. И совсем скоро мы стали заниматься не только субподрядными работами, но и прямые клиенты сами стали на нас выходить.

Ю. К.: Что Вам особо запомнилось из работы в «поле»? Приключались ли с Вами курьезные и не очень случаи? Какие выводы Вы для себя вынесли из этой работы?

А. Ш.: Опыт работы в «поле» в раннем возрасте дал мне в дальнейшем возможность проще и легче взаимодействовать с людьми, клиентами, партнерами. А негативные истории, к счастью, обходили меня стороной. Разве что было однажды нападение стаи гусей при пешем контроле в одной из станиц края.

Ю.К.: Расскажите о своей компании? Есть ли планы поэтапного развития? К каким показателям деятельности компания стремится? Какие факторы (внешние и внутренние) положительно влияют на развитие компании? А какие отрицательно?

А. Ш.: На сегодняшний день наша компания работает почти со всеми крупными федеральными заказчиками. У нас есть все необходимые для выполнения проектов различной сложности ресурсы: фокус-комната в центре города, CAPI-студия, планшеты, сотрудники с многолетним опытом. Мы стремимся к такому же, как и от федеральных исследовательских компаний объему заказов от местных крупных компаний, а также проводим собственные инициативные проекты.

Из положительных факторов рассчитываю на то, что в силу высокой конкуренции на рынках наших прямых клиентов, будет расти востребованность в исследованиях у производителей товаров и поставщиков услуг. Из отрицательных факторов могу отметить недоверие к опросам среди населения. В связи с этим стремимся к повышению уважения нашей работы - стараемся всячески показать на собственных инициативных проектах и публикациях, что мнение населения действительно важно и во многих ситуациях имеет значимый вес.

А вот сворачиваться точно не планируем. Раз отрасль переходит в онлайн, значит и нам нужно переносить часть проектов в онлайн. Но все же, на мой взгляд, аналитика и взаимодействие с клиентом в онлайн не перейдут. По крайней мере, в ближайшем будущем в регионах.

А. Ш.: Сегодня очень много новых технологий и методов проведения исследований. Для того, чтобы выживать, нужно идти в ногу со временем. Востребованы мобильность, современность, скорость.

Ю.К.: Чего сегодня, на Ваш взгляд, не хватает российскому рынку PO & MR? Почему?

А. Ш.: Не хватает грамотных аналитиков и маркетологов. Причиной этому является недостаток практических навыков во время обучения. В данный момент я являюсь студентом кафедры социологии местного университета и могу видеть картину, как студент внутри университета и как руководитель компании извне. Это разные подходы. Для получения грамотных специалистов с набором актуальных компетенций нужно, чтобы студенты больше «окунались в исследовательскую реальность», причем такое погружение должно начинаться с полей и заканчиваться взаимодействием с заказчиками. 

Ю.К.: Какой Вы видите отрасль исследований общественного мнения в будущем? 

А. Ш.: Большинство проектов переходит в онлайн. Думаю, останутся только крупные и сильные компании, те, кто уже не работает по старинке или ограничивается только исследованиями. Востребованы будут те компании, которые дают рекомендации, полностью погружаются в проблему/задачу клиента.

Ю.К.: Было ли когда-нибудь желание поменять профессию/деятельность? 

А. Ш.: На сегодняшний день нет. Но в будущем вполне возможно.

Ю.К.: Что пожелаете выпускникам, планирующим стать социологами или исследователями, молодым специалистам в области маркетинговых исследований?

А. Ш.: Главное, понимать чего хотите и очень сильно этого хотеть и стремиться к этому. Тогда все непременно получиться! И больше практики – не нужно бояться идти работать в «поля» и сталкиваться с проблемами.