Социологи не шутят

О социологах ходит крайне мало анекдотов – это в своей работе «Социология как способ времяпрепровождения» утверждал известный американский ученый Питер Бергер. По его словам, этот факт социологов «очень расстраивает, особенно когда они сравнивают себя со своими более удачливыми собратьями - психологами». По мнению Бергера, «дефицит шуток о социологах определенно свидетельствует о том, что в сознании широкой публики люди данной профессии занимают более скромное место по сравнению с психологами. Однако это, вероятно, можно считать и показателем неоднозначности бытующих в обществе представлений».
 
Большее внимание общества к психологам, чем к социологам, может показаться спорным, однако же  в целом Бергер прав – о социологах и их работе действительно шутить как-то не принято. Шутят все – и физики, и лирики, подтверждением чему является существование серий книг «Химики шутят», «Физики шутят», «Учителя шутят» (и этот список можно продолжать долго). А вот про социологов – не то чтобы книги, но даже и мало-мальски обширного «собрания сочинений» не найти (говорю это по собственному опыту, когда после долгого блуждания по интернету в поисках социологического юмора образовалось только понимание того, что социологи, действительно, не шутят вовсе).
 
В чем же причина? Неужели и правда – социологи не шутят? А если не шутят сами, то неужели не дают повода пошутить над собой людям, далеким от социологии?
 
Эти вопросы интересуют и самих социологов, о чем свидетельствует ряд постов и обсуждений в блогах. Шутки о профессии могут родиться двумя способами – «снаружи» и «изнутри» самого сообщества. Первые, привнесенные извне, как правило, создаются людьми, далекими от поля деятельности социологов. В этом случае сами социологи объясняют отсутствие «профессиональных» анекдотов тем, что в общественном сознании нет четко сложенного образа, характерных, выпуклых черт, приписываемых именно социологу, нет ясного представления о том, чем он вообще занимается. Как известно, «в народ» идут образы, имеющие четкий стереотипный образ (например, Штирлиц или Чапаев), которое без труда можно «расшифровать».
 
Однако странно – неужели в обществе не сложилось представления о профессии социолога? Напротив,  вполне определенный образ как раз-таки сложился! Вряд ли кто будет спорить, что для большинства населения социолог – это «человек с анкетами», который пристает к честным гражданам на улице или по телефону, врываясь, таким образом, в их личное пространство и вызывая раздражение» (цитата из интернет-обсуждения). Таким образом, у социолога и социологии в массовом сознании есть только одно применение – опросы общественного мнения (которые, по мнению далеких и не очень далеких от профессии людей, часто являются фикцией).Результат - появление таких, например, анекдотов:
 
По результатам социологических опросов, 80% респондентов в гробу видали эти социологические исследования.
 
Согласно данным социологических опросов, девяносто из ста опрошенных россиян полностью одобряют государственную политику, десять - всегда поддерживают. Остальные 150 миллионов никто никогда не спрашивал.
 
С другой стороны, есть и шутки, созданные самими социологами (и, скорее всего, для самих же социологов, поскольку человеку «с улицы» они могут быть просто-напросто непонятны) - это различные профессиональные байки, высказывания отдельных людей, казусы в анкетах, исследованиях, научных текстах. Изрядная часть представленных в интернете ресурсов создана студентами, публикующими «ляпы» или интересные высказывания своих преподавателей по социологии, или же делающими «первые шаги» в науке и относящиеся к своему делу с юмором:
 
Кто скажет, что это распределение - нормально, тот пусть бросит в меня камень (Крыштановский).
 
"Забивать респондента" - весьма доходное занятие, означающее перенос информации из анкеты в компьютер. Идиоматические выражения: "За ночь мы с подругой забили 300 респондентов", "Добивать последнего респондента", "Забойный респондент» («Антисоциологический словарь»).
 
На просторах интернета довольно часто встречаются ссылки на иностранные ресурсы, среди которых тоже можно найти примеры социологического юмора (при этом возникает ощущение, что «там» социологи как-то больше шутят):
 
What is the difference between Biology and Sociology? If the baby looks like father, that is biology. If he looks like neighbor, that's sociology.
 
Возможно, причина практически полного отсутствия шуток «от профессионалов» заключатся в боязни социологов испортить свой общественный имидж – ведь вопрос веры  в социологии является ключевым, и шутки вроде такой - 
 
ЩАС СДЕЛАЕМ - идиоматическое выражение, означающее, например, что 100 респондентов будут опрошены 1 интервьюером за 0,1 часа при неизменно честном выражении лица.
 
Реклама: "Натуральный кофе с пророческой гущей!!! Одобрено Ассоциацией социологов Украины!"
 
- скорее всего, не увеличат и без того легко меняющееся общественное доверие к профессии.  Возможно, слишком серьезной работой занимаются социологи, где шуткам нет места и времени. Возможно, социология, долгое время считавшаяся в нашей стране «лженаукой» и лишь сравнительно недавно обретшая статус и признание, пока еще не успела обрасти тем самым «характером», создающим четкие стереотипы восприятия, полно представляющие профессию социолога. Но неужели несерьезной работой занимаются физики и химики, а генетика была разрешенной наукой? Почему же они шутят, а мы – нет? Каким бы ни было объяснение, факт остается фактом - шуток о социологах действительно немного. Однако же казусы в нашей профессии встречаются, причем довольно часто – интересные анкеты, ответы респондентов, случаи на практике. Так почему бы не представить их друг другу и широкой общественности?
 
А.В. Дмитриев в работе «Социология юмора. Очерки» выделяет такие социологические функции юмора, как сплочение, дифференциация, самоидентификация групп. Если мы сами сможем чуть больше рассказать о своей профессии окружающим и друг другу, многим станет понятно, что социолог – это не просто человек с анкетой у метро, но и «всякий человек, для которого охота на людей является способом существования и одновременно любимым делом» («Антисоциологический словарь»).
 
Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН