Российская демократия не повод для гордости: газета Коммерсантъ об итогах опроса Левада-центра

За последние девять лет граждане стали чаще говорить о том, что гордятся достижениями России, показывает опрос "Левада-центра". Прежде всего повод для этого дают российская история, литература и наука. Именно это "помогает сохранить гордость за страну", когда нет больших успехов в развитии экономики и политической системы, отметили социологи.

В прошлый раз "Левада-центр" опрашивал граждан на тему, в какой мере они гордятся достижениями России, в 2003 году. Когда такой же опрос социологи провели в октябре 2012 года, оказалось, что "гордость за страну" у граждан усиливается. Как показывают итоги очередного исследования, больше всего оснований для гордости гражданам традиционно дают российская история (80%), достижения в спорте (74%), литературе (73%), науке и технике (66%) и вооруженные силы страны (59%). Те, кто отказываются гордиться историей (17%), спортивными успехами (23%) и литературой (20%), оказываются в меньшинстве.

"Да, мы гордимся Пушкиным и Толстым, запустили человека в космос. Но все это скорее дань истории",— заявил "Ъ" замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. Эти успехи не имеют отношения к актуальным проблемам, отмечает эксперт, но напоминают про прошлые достижения. "Это помогает сохранить гордость за страну на фоне того, что нам нечем гордиться в области экономики, политической системы. Сейчас больше половины граждан испытывают стыд за то, что происходит в стране",— говорит социолог.

Как показывает опрос "Левада-центра", число тех, кто гордится социальной справедливостью и уровнем соцзащиты в РФ, все же выросло за период с 2003-го по 2012 год с 11% до 23-24%. Увеличилась доля тех, кто гордится экономикой страны, с 14% до 33%, политическим влиянием РФ в мире — с 29% до 46% и даже "положением дел с демократией" — с 13% до 31%.

Это значит, что увеличилась "база поддержки режима", которая и обеспечивает "Единой России" электоральное преимущество, заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. "На такие вопросы люди отвечают не вдумчиво, руководствуясь общими чувствами, и передают общее ощущение того, в каком положении находится Россия",— заявила "Ъ" эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман. По ее словам, на общественное мнение здесь оказывают влияние несколько факторов. Прежде всего "общее повышение благосостояния россиян" и пропаганда, установки, что "мы поднимаемся с колен" и "даем ответ Западу". Некоторые основания для того, чтобы поменять отношение к достижениям страны есть, отметил Алексей Гражданкин, во всяком случае "за последние 12 лет проблема нищеты для значительной части населения отошла на второй план": "Как говорил Жванецкий: "Они купили цветной телевизор — это значит, что жить стали лучше? Нет, смотреть стали лучше"".

Источник