Российская исследовательская неделя: новый отсчет

Первая в истории Российская исследовательская неделя объединила около 3 тысяч участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Барнаула, Астрахани и других городов. С 14 по 18 марта в этих городах прошла серия исследовательских и прикладных мастер-классов, конференций, деловых встреч, были раскрыты данные свежих исследований, подписан меморандум, дающий старт работе над профессиональным стандартом специалиста в области социологических и маркетинговых исследований.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:

ü    Впервые крупнейшие столичные и региональные исследовательские компании страны объединили свои усилия для совместного представления индустрии прикладной социологии

ü    В течение Недели проведено около 20 различных связанных друг с другой мероприятий

ü    В мероприятиях РИН приняли участие около 3 тысяч человек

ü    В рамках Грушинской конференции подписан меморандум о создании Совета по профквалификациям в области социологических и маркетинговых исследований

РИН стала площадкой для открытых дискуссий с представителями научной среды, государства и бизнеса, журналистами, и всеми, кто интересуется изучением общественного мнения. Были подняты наиболее актуальные вопросы для современной социологии: как продлить жизнь исследования, как сделать его понятным для широкого круга потребителей, как правильно «упаковать» данные, как оперативно отвечать исследованиями общественного мнения на текущую информационную повестку дня, как сделать исследования основой для принятия управленческих решений?

Организаторами Недели стали крупнейшие исследовательские компании в России: ВЦИОМ, ФОМ, GfK Russia, TNS, ОМI, ЦИРКОН, генеральным партнером - Объединение исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ). Неделю поддержали такие индустриальные ассоциации, как «Группа 7/89» и ESOMAR.

Крупнейшие российские исследовательские компании ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр, а также региональные компании во многих российских городах (Астрахань, Барнаул, Екатеринбург, Омск, Санкт-Петербург) открыли свои двери для всех, кому интересно изучение общественного мнения и рынка.

В рамках центрального события Недели – VI международной социологической Грушинской конференции было проведено более 20 различных секционных заседаний, круглых столов и мастер-классов.

Среди участников Грушинской конференции в этом году были самые известные имена социологии из России и других стран: гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, гендиректор Фонда «Общественной мнение» Александр Ослон, гендиректор компании ГФК-Русь Александр Демидов, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Хайкин, руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин, руководитель Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева, управляющий директор ФОМ Елена Петренко, директор Киевского Института социологии (КМИС) Владимир Паниотто, профессор социологии Университета Сёдертон (Швеция) и бывший директор по исследованиям Центра Балтии и восточно-европейских исследований (CEEBS) Апастолис Папакостас, профессора Александровского института Университета Хельсинки (Финляндия) Маркку Кангаспуро и Маркку Кивинен и другие. Всего в конференции приняли участие около 1000 человек, а интерес к ней в общей сложности проявили почти 2000 специалистов.

В рамках конференции обсужден и одобрен проект профессионального стандарта для специалистов по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований и подписан меморандум об учреждении Совета по профквалификациям в области социологических и маркетинговых исследований. Эта организация придаст новый импульс работе над профстандартом, который будет основой для оценки и сертификации деятельности социологов, корректировки вузовских учебных программ.

В ходе Грушинской конференции также презентованы книжные новинки – совместного издания ВЦИОМ и Центра социального проектирования «Платформа» при поддержке Фонда ИСЭПИ «Россия удивляет – 2016»; книга Бориса Докторова, посвященная жизни и творчеству одного из первопроходцев российской социологии Владимира Ядова; перевод одного из ключевых методических документов Американской ассоциации исследователей общественного мнения «Стандартные определения».

На пресс-конференции по случаю проведения РИН в МИА «Россия Сегодня» были обнародованы последние данные исследований о потребительском поведении россиян в условиях кризиса. В частности, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров отметил, что 72% россиян считают нынешнее время неблагоприятным для крупных покупок. Только за последний месяц эта цифра выросла на 8%. По словам руководителя ГФК-Русь Александра Демидова, изменение спроса на некоторые потребительские товары (например, увеличение спроса на корм для животных) также наглядно свидетельствует о кризисных явлениях.

Еще одним ключевым событием Недели стала первая в России выставка решений, методик и технологий для маркетинговых исследований ResearchEXPO 2016, которая прошла 18 марта в КВЦ Сокольники. На выставке были представлены стенды 32 исследовательских компаний, выставку посетили более 800 человек, около 30% которых представляли крупнейшие международные и российские бренды-заказчиков исследований.

Параллельно с выставкой проходила конференция, в программе которой был проведен круглый стол «Влияние особенностей российского потребителя на локальный маркетинг глобальных компаний» с представителями крупнейших брендов (Нестле, YUM! Brands, AVON, Renault), а также мастер-класс «Наука и искусство задавать вопросы» от мирового эксперта в области геймификации Джона Пулестона, вице-президента по инновациям Lightspeed GMI, Kantar Group (UK).

Среди докладчиков конференции были как заказчики исследований (Леруа Мерлен, Google), так и представители исследовательских компаний (TNS, GfK, МаркетСенс, Salt, MARC Russia, Brand Analytics. Кроме конференции на втором этаже выставочного павильона проводились семинары по отдельным исследовательским направлениям (софты для маркетинговых исследований, мониторинг и анализ авторынка, исследования рынка труда и HR-аналитика, исследования в области здравоохранения).

Выставка завершилась награждением победителей конкурса на лучший стенд (1 место – Research Team, 2 место – TNS, 3 место – OMI), а также конкурса авторской инфографики для молодых дизайнеров и студентов.

Помимо указанных событий Неделя запомнится и двумя необычными мероприятиями - вебинаром на тему «Открытые совместные исследования с общественным финансированием» (организатор – «Social Business Group») и игрой-пентатлоном «Пять точек соприкосновения медиа с социологическими данными» (организатор – НИУ ВШЭ).

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Впервые в истории исследовательская индустрия России объединилась для совместного открытого обсуждения своих проблем, возможностей, вызовов и решений. С учетом успешных результатов первой Недели мы намерены сделать её ежегодной».

Генеральный директор OMI Александр Шашкин: «Объединив такие разнообразные мероприятия и участников, Российская исследовательская неделя помогла совершить значимый прорыв в сфере институционализации исследовательской отрасли в нашей стране».