Социологи ФОМ и журналисты популярных отечественных СМИ обсудили взаимодействие между социальными исследователями и медиа

В дискуссии участвовали журналисты изданий «Коммерсант», «Русская планета», «Полит.Ру», «Слон.Ру» и «РИА Новости». Катерина Кожевина, координатор проектов ФОМ, представила презентацию, цель которой – объяснить, по каким причинам разнятся цифры разных социологических компаний. Ведь недопонимание социологической кухни часто порождает недоверие. А недоверие к зеркалу, каковым по определению являются опросы, делает его еще более подверженным всяческим манипуляциям, конспирологии и т. д.

В действительности значимых противоречий между публикуемыми результатами опросов (по крайней мере, если речь идет о серьезных полстерских организациях), как правило, нет. Почти всегда в основе очередного сенсационного «противоречия» лежит какое-нибудь недоразумение, связанное с тем, что сравнивается несравнимое.

Помимо конкретных вопросов, касающихся особенностей проведения телефонных, уличных опросов, построения выборки и инструментария, на круглом столе также поднималась тема роли и миссии социологии в обществе. «Социология – это школа толерантности», – отметил Григорий Кертман, руководитель аналитического отдела ФОМ. Ведь опросы показывают, что люди разные, у них разная картина мира, разные объяснительные модели, но все они сосуществуют вместе и должны понимать и по возможности принимать друг друга.

Понимать друг друга должны научиться и социологи с журналистами. По мнению Стаса Нарановича, корреспондента «Русской планеты», социолог должен быть публичной фигурой, он должен писать больше статей, колонок, давать больше интерпретаций тем данным, которые получает, ведь цифры не говорят сами за себя. Для того чтобы эффективно давать оценки, комментарии работе коллег и при этом соблюсти этические нормы, руководитель ФОМ Александр Ослон предложил создать экспертный совет, который состоял бы из социологов разных организаций. А Лариса Паутова, аккаунт-менеджер ФОМ, предложила создать журналистскую школу для социологов: для того чтобы результаты наших исследований достигали аудитории, нужно научиться применять инструменты, которыми пользуются коллеги-журналисты.

 Видеозапись круглого стола:

 Презентация: 

Источник - Фонд "Общественное мнение"