Треть россиян совершает покупки в Интернет

 

Опыт интернет-шопинга имеет почти треть россиян, самый популярный заказ в сети - одежда и обувь, а самый непопулярный - продукты, выяснили исследователи ВЦИОМ. По мнению экспертов, опрошенных агентством "Прайм", если учитывать долю покупок того или иного товара в годовом объеме, в интернете неплохо расходятся книги и мебель, а онлайн-продаже продуктов мешает неуверенность в их свежести.

КУПИТЬ ОДЕЖДУ В ИНТЕРНЕТЕ

По данным исследования ВЦИОМ, более 50% россиян являются регулярными пользователями интернета, причем ежедневно выходят в сеть почти 40%. Как правило, это молодые (71%), высокообразованные (57%) респонденты. Число тех, кто чужд современных технологий, сократилось, в основном это пожилые и малообразованные граждане.

Опыт совершения онлайн-покупок есть у 29% опрошенных. Больше всего таких респондентов в числе 25-34-летних пользователей (35%), москвичей и петербуржцев (46%). Чаще всего, по оценке ВЦИОМ, покупают в интернете одежду и обувь, причем за последний год их стали приобретать чаще (рост с 9% до 12% от числа всех, кто пользуется интернетом).

В десятку самых популярных интернет-покупок также входят электроника (7%), мелкая и крупная бытовая техника (6 и 4% соответственно), книги, журналы, аудио- и видеопродукция (5%), билеты на поезд и самолет, а также путевки (5%), косметика (5%), товары для дома (3%), украшения (3%). По 2% приобретают в сети билеты на концерты, в театры, кино, а также мебель и продукты питания, по 1% - спортивные товары, цветы и растения, купоны на скидки (1%).

По словам генерального директора маркетингового агентства FDFgroup Сергея Гнедкова, необходимо смотреть не на абсолютные цифры, а на доли покупателей, покупающих эти товары в течение, скажем, года. "Тогда получается совсем другая картина. Например, книги в России покупает около 35% взрослых жителей. То есть 5-7% от интернет-пользователей, покупающих книги через интернет - это 8-10% от общего количества покупавших книги. При том размере пиратства в России, когда практически все можно скачать/посмотреть/поиграть бесплатно - это очень внушительная цифра", - полагает эксперт.

Аналогичная ситуация с мебелью. Средний срок ее службы - около семи лет. "То есть, в течение года ее покупает около 15% жителей России. На этом фоне 2% от интернет-пользователей, покупающих мебель через интернет - это те же 8-10% от покупающих мебель", - рассуждает эксперт.

В то же время, одежду и обувь покупают практически все жители России хотя бы раз в год. Получается, что 9-12% покупавших ее через интернет - это около 7% от покупателей обуви/одежды вообще. То есть, по сравнению с той же мебелью/книгами - доля покупателей одежды/обуви через интернет, от всех покупателей ниже, уверен Гнедков.

Бытовые товары и электронику с долей покупателей в год примерно в 70-80% покупает около 17% интернет-пользователей. "То есть, доля покупающих эти товары через интернет, от доли купивших вообще - что-то в районе 12%, то есть достаточно высокая", - отметил он. 

ПРОДУКТЫ И МУРКА ОНЛАЙН?

Лидером "антирейтинга" ВЦИОМ по товарам, которые респонденты не стали бы приобретать через интернет стали продукты питания. Покупать в сети хлеб, овощи и мясо не стали бы 36% опрошенных интернет-пользователей против 37% год назад. На втором месте - животные. Выбирать на каком-то сайте домашних Мурку, Шарика и даже крыску Ларису не стали был 33%. Затем идут валюта, одежда и обувь, мебель, крупная бытовая техника. Меньше всего неприятия у респондентов вызывает идея купить в интернете билеты на зрелищные мероприятия, а также самолет или поезд, путевки (по 4-5%).

Все дело в стереотипах, рассуждает Гнедков. Многие считают, что продукты через интернет могут быть несвежими, а совершать такую покупку неудобно и непривычно. С другой стороны, недостаточно интернет-магазинов, специализирующихся на продуктах питания. "Утконос" плюс ряд нишевых магазинов, специализирующихся на "экологически чистых" товарах - это крайне мало", - считает он.

При покупке продуктов питания большой фактор - эмоция, то есть, человеку важно посмотреть на ее внешний вид, комментирует партнер компании Retail Training Group Елена Комкова. "Думаю, что как раз неуверенность в качестве и свежести - главный фактор. Кроме того, доступность и быстрота покупки в традиционных магазинах играет здесь против сроков и сбоев в поставках интернет-магазинов", - полагает она.

БУДУЩЕЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

В числе главных проблем онлайн-шопинга опрошенные называют сложности с доставкой, некачественный или неподходящий товар. По мнению экспертов, за последнее время ситуация с этим улучшается. "В последние несколько лет интернет-торговля очень бурно растет, как следствие, появляются сильные и мощные игроки, способные поддерживать сервис на высоком уровне", - полагает Гнедков из FDFgroup.

При этом менталитет россиян меняется - многие стали предпочитать именно этот вид шопинга за удобство и экономию времени (16,6%), а также широкий ассортимент в интернет-магазинах (8,1%). По мнению Комковой из Retail Training Group, главным тормозом для развития интернет-торговли в ближайшие годы будут транспортные и почтовые проблемы.

Эксперты ожидают роста рынка онлайн-торговли в 2013 году. "До предела еще далеко", - уверена Комкова. По оценке Гнедкова из FDFgroup, рост составит все 20-40% в год.

Наталья Карнова, Прайм

Источник