О проекте Социологос.ру

Уважаемые коллеги!

Заканчивается трехмесячный тестовый период работы нового информационного портала SocioLogos.Ru, исправляются последние зафиксированные ошибки, делаются попытки учесть все замечания и пожелания. Благодарю всех, кто внес свои предложения в совершенствование сайта. С 1 марта SocioLogos.ru переходит в регулярный режим функционирования, и мы считаем необходимым еще раз пояснить цели и задачи этого сетевого ресурса.
 
Что же такое SocioLogos.Ru, и зачем он создан?
 
В последнее время в многочисленных обсуждениях проблем исследовательского рынка мы всегда выходили на главную особенность research-индустрии, не позволяющую ей по-настоящему развиваться, а рынку становится цивилизованным, - это принципиальная закрытость отрасли. Во-первых, закрытость заказчиков и заказов (никто по-настоящему не знает ни структуры рынка в плане его основных отраслевых сегментов, ни цен, ни практики реального потребления продуктов). Во-вторых, закрытость исполнителей (до сих пор заказчику довольно трудно отличить квалифицированных исполнителей от халтурщиков, нет никаких институтов сертификации и оценки качества и квалификации), в-третьих, закрытость методик и технологий (никто по-настоящему не знает, как делаются работы коллег, отсутствуют стандарты качества на исследовательские процедуры, каждый «ваяет» инструментарий для себя, многократно повторяя путь, пройденный коллегами), в-четвертых, закрытость продукции (в отличие от других рынков даже профессионалы практически совсем не знают продукции друг друга, не говоря уже о клиентах, поскольку выходные отчеты обычно остаются закрытыми).
 
Все это не стимулирует развитие рынка, а, напротив, создает возможности производства «туфты», «халтуры» и прочего псевдо-продукта в огромных и все возрастающих размерах.
 
В разное время предпринимались попытки создать информационные ресурсы, хотя бы немного помогающие и заказчикам, и исполнителям ориентироваться в этих «джунглях» research-отрасли. Больше всего продвижения есть в аспекте открытия информации об исполнителях: существует несколько баз данных исследовательских компаний, запущены проекты по их репутационному рейтингованию. Но это только первые шаги. Тем более что по остальным направлениям, как говорится, и «конь не валялся».
 
Портал SocioLogos.ru родился как проект, объединяющий несколько подпроектов, ориентированных на решение отдельных частных задач.
 
Во-первых, туда перенесена база исследовательских центров ЦИРКОН, которая теперь может обновляться в режиме реального времени самими исследовательскими компаниями. База в ближайшее время будет серьезно почищена и переведена в режим более жесткого сопровождения. Также будут продолжены работы по рейтингованию центров.
 
Во-вторых, на SocioLogos.ru в регулярном режиме разворачивается работа по информированию о заказах и заказчиках. Пока информация в этом разделе формируется в результате сканирования сайтов госзакупок и сайтов крупных корпораций. В перспективе ставится задача сделать портал привычным для заказчиков, которые будут сами размещать там соответствующую информацию. Кстати, есть идея помещать там даже информацию об уже размещенных заказах, для того чтобы фиксировать динамику рынка (и в ценовом аспекте, и в аспекте основных предметных областей, в которых «идут» заказы).
 
В-третьих, на SocioLogos.ru начата публикация (открытие) конкретных методик и инструментария, о чем давно велись разговоры. В разделе «Методы и технологии» предполагается размещение разного рода анкет, инструкций, схем выборок и т.д. и т.п. Это хоть как-то снимет проблему, когда в двух соседних регионах при проведении исследования по одной и той же задаче (например, измерение удовлетворенности граждан муниципальными услугами) разрабатываются две разные анкеты, причем без учета того, что до этого были разработаны еще десять по той же проблематике.
 
Таким образом, портал SocioLogos.ru призван способствовать «открытию» отрасли, т.е. информированию субъектов рынка - заказчиков и исполнителей - о том, что, кто и как у нас делает.
 
Открытости рынка должен способствовать и раздел «Аналитика», где предполагается публикация материалов о самом исследовательском рынке и индустрии прикладной социологии (public opinion & market research). Пока же он у нас точно сапожник без сапог - все рынки исследуем, про все рынки все знаем, кроме собственного.
 
В этом плане перед SocioLogos.ru поставлена еще одна важная задача: стать не только ресурсом информирования рынка, но и инструментом его измерения. Судите сами, ведь если большая часть исполнителей будет сообщать о себе те сведения, которые указаны в анкете центра (в т.ч. основные направления работ и годовой доход), если заказчики будут размещать на портале информацию о своих заказах (в т.ч. их стоимость и предмет исследования), то регулярный анализ данных самого SocioLogos.ru будет давать ценнейшую информацию о состоянии рынка и его динамике. Статистика запросов на разные методики и технологии будет давать информацию о технологических трендах и методологической моде. SocioLogos.ru будет работать как измеритель исследовательского рынка в интересах всего профессионального сообщества.
 
В том же направлении работают разделы «Новости» и «Анонсы», которые при наших общих усилиях должны стать надежным и по-настоящему оперативным источником информации о главных событиях отрасли. А важность раздела «Ценности и стандарты» вообще уже разъяснять неприлично после всех слов, сказанных за два последних года о необходимости принятия рынком определенных стандартов качества для продуктов и отдельных исследовательских процедур.
 
Вот такие планы.  И какими бы несбыточным они ни казались, люди мы упорные, просто так не остановимся. К тому же мы и не предполагаем действовать в одиночку.
 
Вся система управления SocioLogos.Ru строится так, чтобы сделать портал не проектом одной конкретной частной компании, а делом и ресурсом всего профессионального сообщества. Именно для этого вводится система модерирования разделов коллегами из разных компаний. Сейчас ведутся переговоры по подключению к проекту новых партнеров, уже отметившихся успешными информационными проектами. В течение года у портала должен появиться Общественный Совет, который и будет главным органом управления ресурсом.
 
 
Надеюсь, что как-то прояснил проект, наше отношение к нему и суть обращения к сообществу о взаимодействии и сотрудничестве.
 
 
Всего доброго.
 
Успехов всем!
 
 
И.Задорин

14 февраля 2011 года