Российские исследователи не вошли в интернет

Объем российского рынка маркетинговых исследований вырос в 2006 году на рекордные для Европы 37,5% и достиг $198 млн. Об этом говорится в ежегодном отчете Европейского общества исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR). Однако расходы на маркетинговые исследования на душу населения в России на порядок меньше, чем у стран-лидеров,— $1,4, а доля онлайн-исследований не превышает 2%, хотя в мире этот показатель достигает 16%.

Оборот мировой индустрии маркетинговых исследований в 2006 году вырос на 6,8% и составил $24,618 млрд, говорится в традиционном ежегодном обзоре ESOMAR, опубликованном на этой неделе. Россия, чей рынок ESOMAR оценила в $198 млн, заняла 16-е место. Крупнейшим рынком являются США ($8,232 млрд), затем следуют Великобритания ($2,369 млрд), Франция ($2,214 млрд), Германия ($2,206 млрд) и Япония ($1,38 млрд).

Однако по темпам роста российский рынок в числе лидеров. В предыдущем отчете по итогам 2005 года Россия находилась лишь на 20-м месте с объемом рынка $144 млн, то есть прирост составил 37,5%. Это рекорд для Европы, чьи рынки в 2006 году выросли в среднем всего на 5%. Более высокий прирост, по данным ESOMAR, продемонстрировала лишь Турция — 40% и $101 млн. "Потребительский сектор в России активно развивается, что порождает высокий спрос на исследования,— отмечает директор по маркетингу российского офиса исследовательской сети Synovate Мария Вакатова.— Вывод на рынок новых продуктов сегодня невозможен без детального изучения рынка". Впрочем, по объему затрат на маркетинговые исследования на душу населения Россия по-прежнему на порядок отстает от стран-лидеров: $1,4 против $26,73 в Германии, $27,49 в США, $35,33 во Франции и $39,19 в Великобритании.

В отчете ESOMAR приводится также описание рынка каждой страны по типам клиентов и видам исследований. Представитель ESOMAR в России, гендиректор компании Validata Мария Волькенштейн пояснила, что данные по России получены в результате анкетирования всех российских членов ESOMAR и экспертной оценки национального объединения исследователей рынка и общественного мнения (насчитывает 21 компанию). Так, FMCG-производители обеспечивают российским исследователям 35% от всех заказов, медиакомпании — 13%, производители товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника) — 10%, рекламные агентства и фармацевтические компании — по 5%, ритейл и финансовые услуги — по 3%. Доля всех остальных клиентов равняется 26%.

В России наблюдается повышенный спрос на так называемые качественные исследования (фокус-группы и персональные интервью), чем в целом по миру,— 25 против 14%, отмечают в ESOMAR. Соответственно, доля количественных исследований (различные виды опросов) составляет 75% в России и 86% в мире. По мнению гендиректора компании ARMI-Marketing Дмитрия Писарского, такое расхождение свидетельствует о молодости отечественного рынка: "Качественные исследования чрезмерно востребованны, как правило, на незрелых рынках, где не хватает информации о потребителях".

Мало задействованы в России и исследования при помощи интернета — самый перспективный, по мнению ESOMAR, сегмент мировой индустрии. Доля онлайн-исследований не превышает 2% в нашей стране, тогда как в мире этот показатель достигает 16%, а, например, в Японии и Австралии — 28 и 30% соответственно. В количественных исследованиях в России господствуют очные интервью (40%) и телефонные опросы (28%). "В России пока невысоко проникновение интернета, кроме того, стоимость очных интервью по-прежнему невысока и сопоставима с затратами на онлайн-исследования",— отмечает Мария Волькенштейн. Господин Писарский согласен, что онлайн-исследования сегодня воспринимают как эксперимент: "Продать клиенту такой проект пока малореально".

Сергей Соболев, Газета «Коммерсантъ» № 173 (3749) от 22.09.2007