Кто есть кто на рынке онлайн исследований

Хотя статья написана больше года назад, она не утратила актуальности. Она довольно длинная, поэтому публикуется в нескольких частях. 

Исследователи без устали рассказывают заказчикам о преимуществах онлайн-методов. На руку им играет и разразившийся кризис, когда «вопрос цены» приобретает первостепенную важность. Но пока доля онлайн-методов в России значительно уступает мировым лидерам. Российские компании активно стремятся сократить отставание и соответствовать «мировым стандартам», используя для этого различные бизнес-модели. В чем разница?
По данным ОИРОМ еще 2 – 3 года назад доля онлайн-исследований в России была едва заметна - 1% – 2% от общего объема рынка маркетинговых исследований (около $210 млн в 2006 году). Правда, в последние несколько лет рост «онлайна» опережал и без того достаточно быстрый рост МИ, но результаты в сравнении с мировыми оставляют желать лучшего, точнее большего. Хотя доля онлайн-исследований в России составила в 2008 году 5% (весь рынок МИ в том же году – около $300 млн), у мировых лидеров (Австралии, Финляндии и Канады) она в несколько раз больше – 33 – 31%.
По мнению многих экспертов росту российского «онлайна» препятствуют, прежде всего, такие факторы, как низкий уровень проникновения Интернет в России (по данным ФОМ, он составлял осенью 2008 года 32%) и слабое доверие методу со стороны заказчиков. «Важны и культурные различия, -  дополняет Александр Шашкин, гендиректор компании OMI. - Скажем, доля онлайна в развитых и достаточно консервативных европейских странах, имеющих тысячелетнюю историю тоже существенно ниже, чем в «молодых духом» и склонных к инновациям США».
Есть и еще одна причина, связанная с общей исследовательской и - шире - маркетинговой культурой. «Наши маркетологи весьма консервативны, т.к. у нас социально-политическое направление в социологии начало развиваться раньше, чем маркетинговое, - поясняет Сергей Давыдов, руководитель отдела медиа-исследований GfK RUS - Большинство учебников написано исследователями общественного мнения, для которых очень важна репрезентативность выборок. О том, что есть количественные маркетинговые методики, не требующие репрезентативности, многие просто не знают, поэтому считают онлайн чем-то вроде "псевдо-исследований".
Однако наставшее вместе c кризисом время дискаунтеров и фаст-фудов вдохнуло в «виртуальных исследователей» новые надежды – ведь их методы считаются самими дешевыми. Для экспансии все готово: поставщики услуг отмобилизованы, построились в боевой порядок и перешли в наступление. Направления, по которым оно будет развиваться, зависят от бизнес-моделей, которые выбрали для себя исследователи. Подробнее...